Для SMS-рассылок надо будет получать согласие клиентов
Депутат Госдумы Илья Костунов внес предложение о поправках к антиспамерскому закону, согласно которому SMS-рассылки в сетях мобильной связи можно будет осуществлять только при наличии письменно согласия получателя. Кроме того, он считает, что каждое рекламное сообщение должно содержать в себе возможность легко отписаться от рассылки. Об этом сообщили "Известия".
Документ о "О внесении изменений в федеральный закон "О связи" был принят в первом чтении 23 мая. Как отмечено в пояснительной записке, 76% пользователей сотовой связи страдают от мобильного спама. В ответ на предложение авторов проекта разрешать рассылки только с согласия получателя, Илья Костунов указал, что такое согласие обязательно должно быть в письменном виде. Кроме того, оно должно касаться конкретной рассылки.
Костунов отметил, что заказчик должен иметь возможность предъявить оригинал такого документа уполномоченным контролирующим органам. В противном случае, он будет считаться правонарушителем. В качестве примера депутат привел пользовательского соглашения платежного сервиса QIWI.
"В середине 21-страничного документа записано, что пользователь соглашается получать SMS-рассылки. При этом QIWI оставляет за собой право передавать это "согласие" третьим лицам", – сказал Костунов. По его мнению, передача согласия третьему лицу так же должна считаться правонарушением.
«Условиями соглашения четко ограничен список лиц, которым может быть передана информация», – рассказали Oborot.ru в QIWI. В частности, платежная компания самостоятельно не занимается технической реализацией рассылки – для этого привлекаются сторонние организации. Фактически SMS направляется таким привлеченным сервисом, при этом содержание SMS определяет QIWI. Об этих привлеченных лицах и идет речь в публичной оферте.
Не очень понятно, как законодатели обойдут ситуацию, когда SMS-рассылка является не спамом, а сообщением о совершении покупки в интернет-магазине или перевода денег. Например, в QIWI реализована обязательная рассылка сервисных SMS-сообщений, уведомляющих пользователя о статусе платежей.
Если в законопроекте будет указано на необходимость письменного согласия на получение смс-рассылок на «бумажном» документе, это может создать серьезные проблемы для интернет-продавцов, уверен старший юрист Практики по разрешению споров Goltsblat BLP Евгений Орешин. Единственный выход – доказывать, что это не SMS-рассылки в смысле закона, а уведомления об исполнении договора. Однако привязка письменной формы к «бумажному» документу противоречит Гражданскому кодексу РФ и современной роли Интернета в жизни общества. "По нашему мнению, законодатель должен исходить из позиции, что проставление галочки напротив отдельной фразы о согласии на смс-рассылки при оформлении заказа в Интернете будет достаточным и позволит защитить граждан от смс-спама", – считает Орешин.
Директор по развитию "Альпиндустрия" Василий Федосеев не боится депутатских ограничений. «При оформлении заказа клиент соглашается с договором-офертой, в котором написано, что мы можем использовать его контактные данные для марктинговых коммуникаций», — говорит он.
Смс – это один из самых эффективных рекламных каналов для интернет-магазина, с точки зрения ROI, сообщили Oborot.ru в одном из известных интернет-магазинов, активно занимающихся интернет-рассылками. Однако CTR таких рассылок крайне низкий, поэтому большинство сообщений являются откровенным спамом и нервируют получателей. В большей степени это касается рассылкам по чужим базам.
«В последнее время все больше и больше охотников за дешевой рекламой, от районных компаний до крупных сетей. Но, в отличие от небольших районных компаний во многих сетевых точках, при покупке, уже долгое время берется письменное согласие на рассылку смс-уведомлений, в т.ч. новостей компаний, как это происходит и у нас. Сети не заинтересованы "перепродавать" свою клиентскую базу, поэтому покупатели получают только оговоренные рассылки. Таким образом нововведение не должно коснутся крупных розничных торговых сетей», — рассказывает собеседник Oborot.ru.
А вот интернет-магазинам с "письменным согласием получателей" будет, по его мнению, немного сложнее. Сейчас все решается установкой соответствующей галочки при регистрации или в личном кабинете. Если поправки будут приняты, соответствующие документы должны будут подписываться курьером во время доставки. Что может заметно сократить номерную базу.
Некоторые провайдеры сотовой связи, к примеру "ВымпелКом", сами обеспечили подобную возможность получателям рассылок. "У абонента должно быть право отказаться получать сообщения от конкретных отправителей — путем обращения к оператору связи. Оператор в случае получения такого обращения должен прекратить доставку абоненту сообщений, получать которые он отказался", – заявили в пресс-службе МТС.
Насколько мне известно, многие товары подлежат обязательной сертификации. Например, ряд детских товаров.
Также в правилах продажи дистанционным способом сказано: "9. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации."
В связи с вышеизложенным, у меня возникает ряд вопросов:
1. Как у вас организована работа с сертификатами?
2. Обязательно ли всегда предоставлять сертификаты при доставке товара? Или это можно делать только по запросу покупателя?
3. Обязательно ли информацию о сертификатах (сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей)размешать на сайте ИМ? Свернуть