Каждый второй активный пользователь Рунета платит онлайн
Каждый второй активный пользователь Интернета платит онлайн. Такой вывод содержится в представленном 2 июня на конференции "Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2014" докладе сооснователя Data Insight Федора Вирина "Аудитория онлайн-платежей: кто, за что и как платит". Доклад базируется на совместном исследовании PayPal и Data Insight. Потенциал роста рынка огромен: 10% активных пользователей Сети признались, что хотели бы в ближайшее время впервые опробовать онлайн-платежи.
Помимо e-commerce драйверами рынка онлайн-платежей остаются мобильные операторы (две трети плательщиков оплачивают в Интернете сотовую связь) и другие операторы связи (за Интернет, платное ТВ, Skype и т.п. через Сеть переводят средства 43% пользователей интернет-платежей). Еще 37% платят за коммунальные услуги и 41% делают и принимают денежные переводы.
Для рынка Интернет-платежей отраден тот факт, что доля тех, кто регулярно расплачивается онлайн, постоянно растет. Сейчас уже более трех четвертей плательщиков делают онлайн-покупки не реже раза в месяц. А под занавес прошлого года Data Insight совместно с PayU обнародовала другое исследование, в котором утверждалось, что хотя бы раз в месяц рассчитываются в Сети около 70% плательщиков (12 млн из 17 млн человек). Любопытно также, что онлайн-плательщики все чаще перечисляют средства друг другу: P2P-платежи отправляет треть активных пользователей.
Мобильный платеж – от безысходности…
Для оплаты товаров и услуг россияне обычно используют стационарные домашние компьютеры и ноутбуки. А вот платежи с мобильных устройств не получили широкого распространения. Лишь 4% опрошенных пользователей онлайн-платежей используют для этих целей исключительно планшеты и смартфоны и не платят с ПК или ноутбука.
Сооснователь DataInsight Борис Овчинников объясняет это тем, что маленький экран менее удобен для совершения платежа. "В России невелика доля людей, которые пользуются интернетом только с мобильных устройств. А для типичного "мультиэкранного" пользователя удобнее, проще и понятнее сделать онлайн-платеж на компьютере или ноутбуке, чем в смартфоне (и даже чем в планшете, который многими воспринимается скорее как гаджет для игр и развлечений)", – пояснил он в комментарии Oborot.ru.
Прямая мотивация для совершения мобильного платежа, по его мнению, возникает, только когда надо сделать платеж немедленно и под рукой нет компьютера с интернет-доступом.
Даннные Data Insight соответствуют и результатам других замеров. Евангелист Flocktory Дмитрий Лушников в одном из своих недавних исследований заявлял, что 85,6% респондентов совершают транзакции именно с настольных PC и ноутбуков.
Справедливости ради стоит сказать, что далеко не все российские интернет-магазины готовы обслуживать мобильных покупателей. Даже к просмотру сайтов через мобильные устройства готовы менее 1% всех онлайн-ритейлеров страны. Но Овчинников полагает, что неготовность интернет-магазинов не является значимым барьером на пути развития мобильных платежей. Во-первых, e-commerce является лишь одной из областей применения онлайн-платежей. А во-вторых, "даже если магазин не поддерживает специфические мобильные способы оплаты, такие как оплата со счета оператора и SMS-оплата (а подавляющее большинство интернет-магазинов не предлагает таких опций), покупатель все равно может заплатить с помощью своего мобильного устройства – например, картой или через ЭПС".
Кто иногда отдает предпочтение мобильным платежам, так это молодежь, но исключительно мобильные плательщики, как правило, наименее активны. Кроме того, оплату с мобильных устройств практикуют люди с более высоким уровнем дохода (от 75 тыс. рублей в месяц) и жители крупных городов.
О том, что мобильные платежи обычно выбирает более молодая аудитория, косвенно свидетельствует тот факт, что часто с их помощью покупаются билеты на развлекательные мероприятия, ПО и игры. "Мобильные платежи уже реальность, – делают вывод авторы исследования, – но не вместо, а в дополнение к "десктопным".
… но предложить его покупателю все-таки стоит
Новое исследование показало: онлайн-плательщиков очень трудно загнать в узкие социально-демографические рамки. Как выяснилось, востребованность онлайн-платежей не зависит или слабо зависит от пола, возраста, размера семьи или населенного пункта, где проживает пользователь. Единственное, от чего зависит активность плательщиков – это стаж пользования Сетью и уровень дохода. Чем выше эти показатели, тем чаще потребители платят онлайн.
Примечательно, что то же правило действует и в отношении активности при совершении интернет-покупок. Так что среди активных интернет-покупателей со стажем будет больше тех, кто желает воспользоваться онлайн-платежами, чем среди потребителей, отоваривающихся от случая к случаю и лишь недавно опробовавших интернет-шопинг. Это еще раз подтверждает, что интернет-ритейлерам стоит активнее внедрять возможность онлайн-оплаты: она прельщает самых активных клиентов.
Однако в ближайшее время структура плательщиков может измениться. На этот рынок выходят менее обеспеченные и технически подкованные интернет-пользователи. К примеру, среди тех, кто в ближайшее время готов начать платить онлайн, 13% имеют месячный доход менее 15 тыс. рублей и еще 12% зарабатывают от 15 до 30 тыс. рублей. Интернет-новичнов еще больше: 46% опрошенных, рассматривающих возможность опробовать оплату посредством Интернета, имеют не более чем пятилетний опыт общения со всемирной паутиной, а каждый пятый вхож в Интернет менее двух лет.
http://www.shopolog.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-rossii-v-2013-godu