подписка
Подписаться
09/03/2021

Вячеслав Савин ("Цайняо"): В крупные российские города посылку из Китая доставляем за 12 дней

Вячеслав Савин ("Цайняо"): В крупные российские города посылку из Китая доставляем за 12 дней

В крупные российские города посылка от китайских продавцов AliExpress сейчас доставляется в среднем за 12 дней. Но компания "Цайняо", доставляющая товары с этой площадки по России, планирует работать над скоростью доставки и дальше, ведь Джек Ма поставил задачу: в идеале международные отправления должны вручаться адресату через 72 часа.

Точки роста "Цайняо" в России – регионы и постаматы. Об этом в интервью изданию "Marketmedia" сообщил генеральный директор компании "Цайняо" в России Вячеслав Савин. Также он рассказал о том, какие продуктовые направления собирается развивать в ближайшее время AliExpress.

Выученные уроки

Пандемия сильно сказалась на рынке логистики в целом и на компании "Цайняо" в частности. И главной проблемой оказалось не закрытие стран, а сильная нехватка кадров. Из-за ограничения передвижения людей некому стало обрабатывать посылки на складах.

Оборот.ру рассказывал, что AliExpress предупреждала о сильных задержках доставки со своей стороны и продлевала срок гарантии на доставку. Кроме того, в России резко вырос спрос на курьерскую доставку, из-за чего возник дефицит курьеров в первые два месяца пандемии.

Поскольку ограничения по перевозке грузов между странами не вводились, международная логистика не затормозилась. Однако "Цайняо" пришлось пересесть с пассажирских самолетов на грузовые чартеры.

"В итоге мы ускорились по сравнению в 2019 годом в среднем на 15-20%. Количество грузовых рейсов выросло в два раза, с 9 до 20 рейсов в неделю. Если говорить про морские перевозки, у нас есть только один маршрут на Россию – из Гонконга на Дальний Восток и далее по территории России железной дорогой. На этот вид перевозок пандемия не повлияла – ни на стоимость, ни на загрузки, что довольно неожиданно", – рассказал Вячеслав Савин.

Всего в 2020 году компания "Цайняо" привезла в Россию на 17% больше посылок из Китая, Турции и Европы, чем в 2019 году. Объемы же отправлений от российских продавцов "Цайняо" за год выросли в 5,5 раз, что объясняется активным подключением селлеров к платформе.

Особенности локализации

Изначально в "Цайняо" пытались использовать в России те же логистические решения, что и в Китае, но столкнулись с особенностями российской инфрастуктуры. Главным отличием оказалась плотность населения. В Китае гораздо больше плотность населения, и один курьер с грузовиком посылок должен их доставить на площади в 1 км². В то же время в России, чтобы обслужить столько адресатов, ему нужно покрыть площадь в 10 км², а это большая разница.

В результате китайский курьер выдает за день до 1,5 тыс. посылок, в то время как для его российского коллеги 100 врученных отправлений – очень хороший результат.

Также в России много отдаленных и даже труднодоступных населенных пунктов, доставка в которые оказывается долгой, неудобной и дорогой. Также выяснилось, что подход ко многим логистическим процессам в России и в Китае отличается (операции на складе, необходимые документы для продавца, документы о передаче товара и т.д.).

Развитие инфраструктуры

Как сообщил Вячеслав Савин, компания видит в регионах свою точку роста.

"Мы пойдем в региональную складскую логистику, в том числе для категории fashion. Сейчас на рынке много свободных мест, строить под себя большого смысла я не вижу. В России это не быстрая история, а в Китае у нас сортировочный центр, обрабатывающий 3 млн посылок в день, строится за 3-4 месяца. В России это займет больше года. Скорее всего, будем арендовать готовое помещение, либо работать с партнерами – так "Цайняо" работает во всём мире", – сообщил руководитель "Цайняо" в России.

Также компания планирует развивать сеть постаматов. Аналитики "Цайняо" изучили рынок и пришли к выводу, что наиболее эффективно работает совместная стратегия "платформа плюс логистика". Это доказали на своем примере Ozon и Wildberries.

Совместно с X5 Retail Group (5Post) "Цайняо" открыла более 12 тыс. точек, развивает собственную постаматную сеть "Цайняо", которую брендирует под AliExpress. В среднем сейчас в крупные российские города посылка из Китая прилетает за 12 дней с момента заказа, сообщил Вячеслав Савин.

Выбирая локации для постаматов, компания оценивает плотность населения. Ставка делается на спальные районы, на торговые центры и малый бизнес. Постаматы ставятся в ателье, обувных и ремонтных мастерских. Эту особенность постаматной сети "Цайняо" Вячеслав Савин называет "очень китайской", потому что она базируется на опыте Поднебесной.

Какие направления собирается развивать AliExpress

AliExpress в России в ближайшее время планирует особое внимание уделить развитию нескольких категорий.

1. Одежда. Ранее fashion на площадке формировали в основном китайские продавцы, сейчас приходят сильные европейские, российские игроки, в частности, турецкие компании. В России у "Цайняо" работает партнерский склад для сегмента fashion (запустили в мае 2020 года), его оператор онлайн-ретейлер KupiVip. В его задачи входит обработка, хранение, формирование и отгрузка готовых заказов для покупателей платформ Alibaba Group в России.

2. FMCG. Компания планирует продавать FMCG, начиная от порошков и заканчивая шампунями, включая косметику. Эти товары "Цайняо" будет только учиться доставлять. "С этими категориями есть сложности, они частично относятся к опасным грузам, на которые требуются дополнительные сертификаты и не подлежат авиаперевозке. Например, лаки, батарейки", – рассказывает Вячеслав Савин.

3. Продукты питания. "AliExpress в России" обозначает свой интерес к данной категории, но признает, что это очень сложное направление, к которому необходимо искать свой подход.

"Тут должна быть правильная инфраструктура, партнеры, быстрая гиперлокальная доставка. Нужно понимать, что вся доставка еды на сегодня это не совсем про бизнес. Онлайн-доставка не прибыльна и компании пока просто инвестируют в развитие рынка", – заметил руководитель "Цайняо" в России.

Новые технологии

По мнению Вячеслава Савина, доставка товаров с помощью робокурьеров сейчас – это часто хайп, из разряда "Полетим на Марс". Но важно, что уже есть рабочие модели, которые многое умеют. В "Цайняо" во время пандемии запускали роверов в рабочем, не демонстрационном режиме. В Китае в кампусе Alibaba ровер уже давно выдает посылки.

Однако сейчас к доставке робокурьерами у руководителя "Цайняо" есть вопросы. Они могут работать только в густонаселенных районах с бесснежным климатом на ровных дорогах. В целом, признает он, за этими технологиями будущее, но они ещё должны стать эффективными.

Доставка дронами – также вопрос специфики территории. Она может хорошо сработать при отправке посылки из крупного города в отдаленный труднодоступный пункт вместо почтальона. Но нужно понимать, что не все потребители захотят принимать посылку от беспилотника. Например, старшей аудитории трудно воспринимать такие технические новшества.

Будущее ecommerce – в легкости возвратов

Для того, чтобы онлайн-торговля успешно развивалась, необходимо поменять потребительские привычки, считает Вячеслав Савин. Во время пандемии многие впервые сделали заказы через Интернет и не собираются в дальнейшем отказываться от новой привычки, поскольку это действительно удобно. Но при этом специфика разная в крупных городах и в регионах. В мелких городах поход в магазин – это другой опыт.

Со временем, уверен Вячеслав Савин, потребители придут к мысли о том, зачем куда-то идти, если почти все можно заказать из дома. Но при этом главное, чтобы они были уверены: все товары можно вернуть. Пользователи не должны бояться этого процесса, считать его слишком долгим, неудобным, неприятным. Поэтому будущее ecommerce должны обеспечить легкие возвраты.

Однако, заметил он, в "Цайняо" доля возвратов в прошлом году не росла, компания старается вместе с AliExpress минимизировать возвраты.

Прокомментировать
Читайте также
09/03/2021
Роботы для склада вместо гастарбайтеров: как работает новый фулфилмент-центр в Дубаи (видео)
Спрос на доставку продуктов в ОАЭ вырос более чем в три раза. Majid Al Futtaim открыл на базе гипермаркета Carrefour практически полностью автоматизированный центр исполнения ecommerce-заказов. Посмотрите, как это работает... Подробнее
05/03/2021
AliExpress запустил аутсорсинг продаж для российских брендов одежды и обуви
Непосредственно операционной деятельностью займется партнер площадку - Xway. Комиссия за работу в рамках этой модели составит 10% или 20% в зависимости от выбранной модели продаж. В чем конкретно разница?... Подробнее
02/02/2021
"Связной" и AliExpress запустили совместные точки выдачи
Компании открыли тестовом режиме кобрендинговые пункты выдачи Связной/AliExpress. Назвать это магазинами уже нельзя, хотя электроника там еще продается... Подробнее
18/06/2018
AliExpress завтра открывает доставку в сотни ПВЗ
Среди них - салоны «Ростелекома» и Tele2, пункты PickPoint и Pulse Express... Подробнее
15/09/2017
"Утконос" освоил постаматы PickPoint
Еду уже привозят в 180 московских терминалов... Подробнее