Время затянутых поясов
Логистическая компания Hermes NexTec Russia представила аналитику по рынку электронной коммерции в России в 2014-2015 году (на основе данных InSales, EWDN, Consumers Barometer и FOM). В этом году эксперты ожидают снижения продаж как материальных, так и цифровых товаров.
Рост в долларах, стагнация в рублях
На конец 2014 года общий объем российского рынка e-commerce оценивается в $21,4 млрд. Из них $10,8 млрд приходилось на материальные товары, $6 млрд – на цифровые товары и услуги, и $4,5 млрд – на трансграничную торговлю. 43 % от всего объема продаж занимала бытовая техника и электроника.
В рублях объем интернет-продаж вырос за 2014 года на треть, в долларах – всего на 3%.
Кто и как торгует в Рунете
В Рунете насчитывается около 53 тыс. интернет-магазинов. В 2014 году их количество выросло на 7%. Подавляющее большинство из них – это предприятия малого и среднего бизнеса: на долю 95% российских онлайн-магазинов приходится всего лишь 10% от общего объема интернет-продаж в стране (данные InSales, и DataInsight ).
Большая часть продаж в Рунете распределяется между крупными ритейлерами. Причем на долю ведущего игрока – компании "Юлмарт " их приходится почти в 4 раза больше, чем на долю интернет-магазина Holodilnik.ru, занимающего последнее место в ТОП-10.
"Юлмарт" против Amazon
"Юлмарт ", претендующий на звание российского Amazon, пока имеет выручку в 10 раз ниже американской компании. При этом его доля в национальной электронной торговле –ниже в 4,5 раза, ежемесячный трафик на сайт – почти в 6 раз. Однако Amazon существует с 1994 года, в то время как "Юлмарт" – с 2008 года. При этом конверсия у обоих ритейлеров примерно одинаковая: 4% в обычные дни, а в праздничные – у Amazon 8%, а у "Юлмарта" – 6%. У "Юлмарта" выше средний чек ($122 против $47 у Amazon), что объясняется доминированием в продажах товаров категории электроники и бытовой техники.
Кто мы в Европе?
Российская интернет-аудитория – самая большая в Европе Это почти 72 млн человек по данным на конец 2014 года. При этом проникновение Интернета все еще не дотягивает даже до половины – 49%. Это говорит о высоком потенциале роста.
Тем не менее, лишь 43% российских интернет-пользователей совершает покупки в Сети, из них 6 млн впервые сделали заказ в Интернете в 2014 году.
По оценкам Hermes NexTec Russia, число интернет-шоперов распределяется по стране следующим образом:
- Центральный регион – 9,1 млн человек, 29% (из них 5,9 млн – жители Москвы, на их долю приходится 15% от общего количества интернет-покупателей России);
- Южный регион – 4,1 млн человек, 13%;
- Приволжский регион – 6 млн человек, 19%;
- Уральский регион – 3,4 млн человек, 11%;
- Северо-западный регион – 3,5 млн человек, 11%;
- Сибирский регион – 4 млн человек, 13%;
- Дальневосточный регион – 1 млн человек, 3%.
Однако в масштабах Европы Россия находится на девятом месте по числу интернет-покупателей.
И на последнем в десятке – по среднегодовым тратам в Интернете.
Время затянутых поясов
Если в рублях российский рынок электронной коммерции показывает рост, то в жесткой валюте – долларах США или евро – он стагнирует. Причина – инфляция. В отечественных ИМ магазинах цены в рублях повышаются с небольшим опережением падения курса.
Делавшиеся в начале года прогнозы не оправдались. Даже АКИТ вынуждена была подкорректировать свои первоначальные оптимистичные предположения. По свежим данным АКИТ, продажи бытовой техники и электроники (БТиЭ) через Интернет в I полугодии 2015 г. сократились до 73 млрд рублей, то есть на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. J’son&Partners предсказывает российскому онлайн-рынку 5%-ное сокращение в 2015 году из-за тяжелой макроэкономической ситуации.
По мнению аналитиков Hermes, в этот период нельзя рассчитывать на дешевые заемные средства, поскольку инвесторы опасаются делать вложения в непредсказуемой рыночной ситуации. У крупных компаний больше возможностей пополнить оборотные средства. Однако и им следует повышать эффективность и оптимизировать рабочие процессы. В то же время, для международных ритейлеров сейчас самое время выйти на рынок с помощью выгодных сделок слияния и поглощения.
Некоторую надежду дает стремительное развитие мобильной коммерции. На сегодняшний день, по данным, которые приводит Hermes, 10% российских интернет-покупателей делают заказы со смартфонов и планшетов (по данным PayOnline – 9%) Доля мобильных платежей выросла до 20%, при том, что в 2010 году она составляла лишь 1%.
Кроме мобильного шопинга, к ключевым драйверам роста интернет-коммерции в России можно отнести:
- Увеличение интернет-аудитории (на 20-25% в год);
- Развитие нового стиля жизни "Всегда онлайн";
- Выработавшаяся у пользователей привычка покупать в Сети;
- Удобство интернет-шопинга;
- Более низкие цены, чем в офлайне;
- Более широкий ассортимент, чем в офлайне.
Структура рынка электронной коммерции из-за кризиса изменится. Эти изменения происходят уже сейчас. Спрос на бытовую технику и электронику, не являющиеся товарами первой необходимости, падает, как и на сегмент люксовых товаров. Зато одежду и обувь все чаще покупают в Сети, где цены в этом сегменте ниже, чем в офлайне.
Оценки проводились на основе статистических данных, предоставленных E-commerce Europe, InSales, EWDN, Consumers Barometer, DataInsight и др.