Рост вопреки всему
В 2014 году объем российской ecommerce вырос на 31% и составил 713 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). С учетом падения курса рубля, в валютном выражении все будет не так радужно. И тем не менее, тендеция к росту сохранилась.
Коротко о трендах прошедшего и этого года – по свежему исследованию АКИТ.
Время мобильных регионов
Одной из основных причин, влияющей на рост рынка ecommerce, специалисты назвали увеличение числа пользователей Сети, которое происходит за счет развития широкополосного доступа в регионах. Вторым не менее важным драйвером оказалось распространение мобильного Интернета. Пятая часть из сорока миллионов человек, купивших что-либо онлайн, делала заказы со своих портативных устройств (смартфонов и планшетов).
Всего же в стране насчитывается 73 млн человек пользующихся Интернетом, из них почти 21 млн живет в центральном округе. Но самыми быстрорастущими стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Их аудитория за год выросла на 130% и 92% соответственно.
"Действительно, наибольший рост был замечен именно среди покупателей в регионах, у которых повышается доверие к покупкам онлайн", – дополнил выводы АКИТ статистикой своей компании Глеб Никулин, сооснователь курьерской службы TopDelivery. Кроме того, он отметил увеличение количества региональных онлайн-магазинов, которые сейчас уверенно отвоевывают позиции у столичных ритейлеров, как в "родных" местах, так и по всей России.
И, несмотря на полугодичной давности опасения различных участников рынка о медленном подключении населенных пунктов численностью до полумиллиона человек, Интернет проникает в эти города, а значит, как считают специалисты из АКИТ, вышеупомянутый фактор будет влиять на рост онлайн-торговли и в будущем. Как можно видеть из диаграммы ниже, потребители в различных частях страны становятся все более активными.
Время открыть карты
По подсчетам РБК.research, приведенным АКИТ, люди все чаще предпочитают безналичный расчет банковской картой. Эта форма платежа – единственная, которая демонстрирует стабильный рост на протяжении последних четырех лет. В прошлом году уже 61,7% покупателей предпочли так оплатить свои заказы. Для сравнения, в 2013 году этот показатель был чуть более 55%. Все прочие способы – наличные, наложенный платеж, виртуальные кошельки и терминалы оплаты, сдают свои позиции.
Crossborder trade выросла за год, без преувеличения, скачком. В 2013 году на зарубежные ИМ приходилось 20% всего числа онлайн-покупок в России, а в 2014 году – уже 30%. По данным исследования, это 80 млн покупок на общую сумму порядка 6 млн долларов. Средний чек crossborder trade, по-прежнему? невелик. В 2013 году он находился в диапазоне от 45 до 100 долларов, в этом году, по данным АКИТ, в пределах 25-150 долларов.
80% всех ввозимых товаров приходятся на китайских онлайн-ритейлеров.В основном, это мелкие покупки весом до 2 килограм. Средний чек в таком случае оказывается близок к 25-30 долларам.
Aliexpress за год смог вдвое увеличить свою аудиторию в России. Его посещаемость составлет в среднем 15,6 млн человек в месяц. eBay в течение двух последних лет медленно и стабильно завоевывает себе покупателей и, к концу 2014, достиг отметки в 3,7 млн человек. А вот аудитория Amazon, в сравнении с предыдущим годом, возросла всего на 100 тыс. человек.
Курьерки сдали позиции
По данным Почты России, приведенным АКИТ, число посылок с покупками за год выросло с 33 до 39%, "откусив" долю у курьерский.
Почта России усилила свои позиции, очевидно, из-за увеличения числа покупателей в регионах. Как показывает недавнее исследование Data Insight, "слабым местом" курьерок часто называют плохую организацию доставки в небольшие населенные пункты, что в итоге приводит к отсутствию конкуренции на этом рынке.
БТиЭ всегда в тренде
Ведущей категорией на рынке остается "Бытовая техника и электроника". В ней объем продаж за год вырос на 41,6% и составил почти 184,3 млн рублей. Внутри самого сегмента наибольшим спросом пользовались "Телефоны, смартфоны" и "Потребительская электроника" – в обоих случаях зафиксирован рост около 63%. На третьем месте "Крупная бытовая техника" – почти 56%. Любопытно, что продажи фотоаппаратуры не только не показали роста, но и, скорее снизились, хоть и незначительно – на 0,3%.
Согласно словам президента АКИТ Дениса Людковского, такие предпочтения потребителей отразились и на посещаемости интернет-ритейлеров: "В топ-10 по итогам года попали восемь онлайн-магазинов, торгующих бытовой техникой. Наиболее популярными стали Ozon, "Юлмарт", "М.Видео", Wildberries, "Связной", "Эльдорадо", "Ситилинк", DNS, Lamoda и Enter".
Прогнозы участников рынка
В этот раз АКИТ не делала прогнозов, по крайней не опубликовала их в рамках своего исследования. Мы решили уточнить у самих участников рынка – есть ли основания беспокоиться оналйн-ритейлерам?
"Рынок все еще далек от насыщения и на нем достаточно много свободных ниш, – поделилась с нашей редакцией директор по маркетингу фулфилмент-компании "ИдеаЛоджик" Юлия Авдеева. – Например, очень низкая конкуренция в небольших городах, а также нехватка интернет-магазинов узкой специализации. Все это позволяет говорить о значительном потенциале рынка e-commerce".
"Активность покупателей упадет из-за фундаментальных причин: кризиса, роста цен на товары и услуги, девальвации рубля и уменьшения доходов населения, – предупредил директор по маркетингу компании "ЛитРес" Евгений Лисовский. Но при этом он ожидает заметного "перетекания" аудитории из офлайна в онлайн и прогнозирует скачок спроса к недорогим товарам из среднего ценового сегмента. "Так что, вполне можно ожидать роста российского рынка e-commerce на уровне 20%, против 30% за 2014 год", – дал точный ориентир Лисовский.
"Если выбирать сферу ведения бизнеса в онлайн-торговле, то сейчас подходящим вариантом можно считать сферу скидочных проектов или продажу брендовых товаров по сниженным ценам", – говорит Мартин Ширер из CEO Otto Group Russia. Наиболее перспективными направлениями в этом году, по мнению Ширера, станут продажа одежды и книг, бытовой техники и билетов. Однако он замечает, что конкуренция в этих сегментах уже высока, и бизнесменам придется бороться за инвесторов.
От редакции: В исследовании АКИТ отмечает, что показатели "соответствуют заявленным годом ранее прогнозам". Следует заметить, что результаты уже ближе к данным J’son&Partners Consulting. Но ощутимо отличаются от предварительных, которые предоставлял президент Ассоциации Денис Людковский ранее изданию РБК. Два месяца назад он утверждал, что рынок ecommerce в России вырос с 17 млрд долларов в 2013 году до 20 млрд долларов в 2014. Что давало увеличение объема всего на 17,6%. Хотя, расхождение в 13,4% может быть объяснено заметным изменением курса рубля. В итоговых данных, как можно заметить, практически все суммы приводятся в рублях.