J'son&Partners предсказал российской ecommerce тяжелый год
J’son & Partners Consulting в своем новом исследовании "Атлас интернет-торговли" предсказывает российскому онлайн-рынку 5%-ное сокращение в 2015 году из-за тяжелой макроэкономической ситуации. К 2016 году аналитики ожидают "небольшое восстановление", а в 2017 году – скачкообразный рост рынка, сразу на 20%.
Россияне любят делать детей и ремонты
Сейчас крупнейшим на рынке по-прежнему остается сегмент БТиЭ, сразу за ним идут "Гипермаркеты" и "Одежда и обувь".
Однако, по мнению J’son & Partners Consulting, сегмент БТиЭ прекратит расти и даже немного просядет в этом году. Две главные причины этого – прямая зависимость от экспорта (а следовательно, и курса рубля) и увеличение объема продаж на вторичном рынке. Но эксперты считают, что это лишь временные трудности. К 2016 году ситуация выровняется. А к 2017 году БТиЭ обещают рост сразу на 17,6%.
Те интернет-продавцы, кто может себе это позволить, будут расширять свой ассортимент до уровня гипермаркетов. Широкий ассортимент станет для них залогом выживания в кризис. И хотя в 2015 году сегмент "Гипермаркеты" ожидает спад (-4,5%), он наверстает упущенное через год, увеливчишись на 7%.
В online-fashion будут по-прежнему приходить новые и новые игроки. В 2015 году сегмент чуть сократится вместе с рынком (-4,8%). Здесь, в отличие от всего рынка, будет появляться все больше нишевых, специализированных онлайн-магазинов, которые не распыляются, пытаясь охватить все возможное в этой категории.
А вот категории "Автозапчасти" и DIY будут расти быстрее рынка, во многом за счет регионов, где розничные сети слабо развиты, а Интернет проникает все быстрее, обгоняя приход офлайновых игроков. Доля этих сегментов в общей структуре рынка увеличится.
Одной из самых быстрорастущих в 2012-2013 годы была категория "Детские товары". Специалисты подтвердили хорошие прогнозы для нее и на ближайшие 3-4 года.
Сооснователь службы доставки TopDelivery Глеб Никулин также отмечает заметный рост числа заказов в сегментах "Автозапчасти" и "DIY". "Мы получаем все больше запросов от интернет-магазинов из этих сегментов", – сказал он. Не везде службы доставки оказываются готовыми к этому росту, потому что товар категории "DIY" часто по габаритам больше тех грузов, с которыми обычно работают логисты, обслуживающие ИМ. И эта проблема пока сдерживает рост интернет-продаж DIY, мебели и крупногабаритной техники в регионах. Часто вопрос заключается даже в том, чтобы начать доставлять крупногабаритные грузы хотя бы по Москве и Петербургу.
"Доставка крупногабаритных грузов становится все актуальнее, – поясняет Никулин, – совсем недавно мы запустили услугу по доставке нестандартных товаров до 120 кг в Московском регионе, выделив под это 70 автомобилей, и планируем расширить ее до Санкт-Петербурга и дальше по России".
Тренды: мультиканальность+консолидация
Среди основных трендов эксперты J’son & Partners Consulting называют:
- Развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки будут расширять свои розничные сети вместе с развитием интернет-торговли.При этом онлайн-канал продаж будет играть для них все более и более важную роль.
- Консолидацию отдельных сегментов: и дальше будут происходить слияния и поглощения крупных игроков – (такие, как объединение "Сотмаркет", "Ютинет" и E96 в 2014 году).
- Мобильность. Мобильные приложения будут вносить все более заметный вклад в продажи ИМ, нас ждет рост мобильной рекламы и платежей.
- Смерть купонных сервисов: по оценкам экспертов, этот сегмент ждет стагнация и сокращение количества игроков. Похоже, потребитель уже "наигрался" с купонами и скидками.
Возможно снижение доли трансграничной торговли из-за ослабления рубля по отношению к конвертируемым валютам, предполагают эксперты J&P. С этим не соглашается директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова."Рост числа покупок в интернет-магазинах Китая и выход крупных китайских онлайн-игроков на российский рынок дают основание предполагать, что в ближайшей перспективе товарный поток с Востока серьезно вырастет", – отмечает она в комментарии Oborot.ru.
Что происходило на рынке в 2014 году?
Общий объем рынка интернет-торговли в 2014 г. оценивается в 683 млрд рублей. Начиная с 2010 года он рос в среднем на 40,2% в год. Эксперты J&P насчитали на рынке более 40 тысяч "живых" интернет-магазинов.
Крупнейшим сегментом интернет-торговли была БТиЭ: объем продаж в денежном выражении составил 159,6 млрд рублей, или 23,4 % от всего рынка. Продажи в сегментах "Гипермаркеты" и "Одежда и обувь" оцениваются в 111 млрд рублей и 94,3 млрд рублей соответственно. В этих сегментах (плюс в доставке готовой еды) эксперты отмечают наличие гиперконкуренции и огромного количества игроков, обусловленного низким входным порогом. В товарной структуре сегмента "Книги и мультимедиа" постепенно росла доля электронных книг, и этот рост продолжится.
Несмотря на снижение популярности оплаты онлайн-покупок наличкой, подавляющее большинство (65%) российских шоперов пока рассчитываются именно так. При этом, оценки J&P Consulting и Ассоциации компаний интернет-торговли заметно отличаются. В отчете АКИТ за 2014 год назван показатель 52%. Впрочем, эксперты обеих организаций согласны в том, что популярность оплаты банковскими картами и с помощью платежных систем растет и будет расти.
Лидером в БТиЭ по объему выручки продолжает оставаться "Юлмарт". Однако самый стремительный рост показала компания "М.Видео", увеличившая в прошлом году оборот на 120%. И это помогло ей попасть в тройку лидеров, согнав "Эльдорадо". Второе место осталось за компанией "Связной", сдержавшей удар, несмотря на все перестановки и смену владельца.
Исследование J&P Consulting учитывает данные 174 крупнейших интернет-магазинов, 20 служб доставки и 14 фуллфилмент-операторов.
У нас в сегменте DIY 1 кв 2015 рост на 12% к 2014
Интересно, а как считались данные? Учитывалась ли инфляция и корреляция по валюте (так как цены на ПК и ПО формируются исходя из курса $). Свернуть