Секонд-хенд уходит в онлайн
Коронакризис заставил людей экономить. В том числе, и на одежде. Но так или иначе, а обновлять гардероб необходимо, и тут на помощь потребителям приходят секонд-хенды. По данным мультиканального реселлера ThredUp, если в 2019 году рынок подержанной одежды оценивался в $28 млрд, то уже в течение пяти лет он может достичь объема в $64 млрд.
То есть рост будет в пять раз выше, чем в среднем в одежном ритейле. В ThredUp уточняют, что в 2019 году $7 млрд пришлось на перепродажу, а остальная сумма поступила от традиционной благотворительности. Зато в 2024 году соотношение будет уже $36 млрд к $28 млрд.
Исследование, которое компания провела совместно с GlobalData Retail, показало:
- 70% женщин покупали или планируют покупать подержанную одежду;
- 80% представителей поколения Z не имеют внутреннего запрета на приобретения одежды в секонд-хендах;
- 43% потребителей собираются изменить свои привычки и начать экономить, в том числе, за счет приобретения подержанной одежды;
- 80% от общего числа потребителей и 90% молодежи поколения Z перейдут на покупки в секонд-хендах, если у них появятся финансовые трудности;
- 79% потребителей собираются урезать свой бюджет на одежду в будущем году.
В прошлом году многие крупные ритейлеры проявили интерес к онлайн-платформам перепродажи одежды.
Так H&M инвестировал в Sellpy и стал ее мажоритарием. Farfetch заключил партнерское соглашение с благотворительной площадкой Thrift+. Онлайн-платформа ThredUp в период кризиса активно использовалась как самой компанией, так и ее партнерами – Gap, Macy's, J.C. Penney и другими. Однако многих из этих ритейлеров от банкротства не спасла. А вот мобильное приложение Depop помогло не только выстоять, но вырасти представителям малого бизнеса.
По состоянию на июнь 2020 года у Depop свыше 21 млн пользователей, 90% которых – представители поколения Z. Что характерно, среди пользователей приложения практически нет тех, кто только покупает, большинство и продает тоже.
С апреля по июнь количество новых объявлений на площадке выросло на 150%. В этот же период появилась и первая "миллионерша": жительница Лос-Анжелеса за четыре года наторговала на площадке на семизначную сумму.
Регистрация и подключение магазина на Depop бесплатны, но компания берет 10% комиссионных с каждой продажи. При этом стартап обеспечивает недорогую и удобную доставку – для этого у него в штате работают около 200 человек в разных регионах.
Кроме того, у платформы есть обучающая программа для продавцов, цель которой достичь не менее 50 продаж в месяц на общую сумму от $2600. Многие продавцы Depop начинают с одежды буквально из собственного шкафа.
Впрочем, туалеты из собственных шкафов не гнушаются продавать и знаменитости. Так самоизоляция подвигла на создание такого интернет-магазина Филиппа Киркорова. Но он далеко не первый. Ким Кардашьян давно продает свою собственную одежду на еBay, а в октябре был запущен отдельный сайт ресейла для поклонников всей звездной семьи.
В России секонд-хенды также почувствовали влияние пандемии. По данным Московского кредитного банка, только в июне их выручка увеличилась в 1,4 раза год к году. Характерно, что в период самоизоляции количество транзакций в этих магазинах в онлайне было сравнительно небольшим, зато средний чек вырос вдвое.
В "Авито", где по объявлениям реализуются в большинстве своем именно подержанные вещи, отметили, что в марте-апреле рост продаж одежды составил 21,3% год к году, а в мае-июне – 51%. Владельцы секонд-хендов Санкт-Петербурга отмечают, что в целом в сегменте падение из-за пандемии составило до 90%, однако в онлайне наблюдается незначительный рост.
В 2018 году маркетплейс бывшей в употреблении одежды Bramble получил премию Karpov Venture Awards, однако так и не взлетел и вскоре перестал существовать. По мнению гендиректора "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в России пока не стоит ждать появления крупного онлайн-игрока в сегменте секонд-хенда. Зато аналогичный литовский стартап Vinted, привлек в очередном раунде €128 млн и стал первым "единорогом" в этой стране.