Nielsen: как ведут себя покупатели во время пандемии
В Nielsen сравнили, как ведут себя потребители в разных странах при эпидемии коронавируса.
На самом деле, все готовятся к карантину более или менее одинаково – с точки зрения закупок. Ниже – данные, как это происходит.
Закупиться антисептиком и консервами
Вначале двузначными темпами растут продажи средств личной гигиены, масок и антисептиков. Потом потребители понимают необходимость самоизоляции и начинают запасаться продовольствием. Растут продажи круп, консервированных и замороженных товаров и других продуктов с длительным сроком хранения. Такой тренд отслеживался сначала в Китае, Южной Корее, Италии, Иране, а теперь начал проявляться и на российском рынке.
Дальше рост числа заболевших коронавирусом и ажиотаж в магазинах ускоряют рост продаж FMCG-товаров.
По данным Nielsen, с 2 по 8 марта в России продажи долго хранящихся продуктов и средств личной гигиены значительно выросли. Например, круп – на 27,8%, замороженной продукции – на 40,9%, макаронных изделий – на 18,8%, влажных салфеток – на 21,4%.
Еще в феврале повышенного спроса на все эти товары не было. Но по мере распространения коронавируса эта новая модель поведения покупателей проявилась в полной мере, поясняют в Nielsen.
"На первой неделе марта рост продаж произошел во многих продуктовых категориях. Часть этого прироста, вероятно, обусловлена ажиотажем вокруг COVID-19, другая — произошедшим на той же неделе ослаблении рубля", — рассказывает директор по работе с ритейлерами "Nielsen Россия" Константин Локтев.
Товары "для карантина"
Локтев советует ритейлерам и производителям не забывать о смежных категориях товаров, спрос на которые может увеличиться. К примеру, антибактериальные гели вызывают сухость кожи. А значит, начнут увеличиваться продажи кремов для рук.
Онлайн: держите все нужное на складах
В онлайне спрос на товары "для карантина" вырос еще сильней. Потребители начали избегать походов в супермаркеты и принялись закупаться в интернете.
В первую неделю марта выросли год к году онлайн-продажи:
- макаронных изделий — на 150,1%,
- чая — на 102,1%,
- средств для уборки дома — на 126,3%,
- туалетной бумаги — на 125%.
Эти показатели опережают средние темпы роста рынка интернет-торговли продуктами питания в целом. На фоне коронавируса он составил 50% год к году. А во вторую неделю месяца, по данным iGooods, продажи увеличились в 3-4 раза.
Данные, полученные в крупнейших розничных сетях России, Nielsen дополнил опросом среди потребителей.
53% его участников признались, что "скорее озабочены" или "очень озабочены" распространением COVID-19. 22% респондентов отменили путешествия за границу и столько же ограничили пользование общественным транспортом. 32% отказались от посещения общественных мероприятий.
В то время, когда проводился опрос, 5% респондентов уже начали закупать впрок продукты, готовясь к возможному карантину. 7% запасались лекарствами и 18% средствами личной гигиены и антисептиками.
Однако в Nielsen отмечают, что в разных регионах спрос на текущий момент распределяется неравномерно.
Как потребители готовятся к возможности карантина
Среди тех, кто закупался на случай карантина, 87% приобретали крупы, 79% – консервы, 75% – макароны, 76% – медицинские маски, 67% – дезинфицирующие влажные салфетки, 65% – антисептические гели для рук.
В Nielsen уверены, что, если распространение коронавируса продолжится, продажи товаров FMCG в краткосрочной перспективе тоже будут расти. Люди станут реже посещать кафе и рестораны. Многие отменят или уже отменили запланированные путешествия.
Повлияет на объем продаж и ослабление рубля: в некоторых категориях потребители будут стремиться сделать запасы по "старым" ценам. Однако большого прироста оборота ожидать не стоит.
В долгосрочной же перспективе нынешняя форс-мажорная ситуация поможет ритейлерам переосмыслить, как потребители совершают покупки и за счёт каких факторов можно улучшить эффективность своего бизнеса.
"Кроме того от этой ситуации могут выиграть локальные производители, так как продукция российского производства, по мнению покупателей, может оказаться безопаснее импортной. Уже каждый пятый опрошенный Nielsen потребитель в России сказал, что стал обращать больше внимания на страну происхождения приобретаемого товара", — добавляет директор по аналитике и консалтингу "Nielsen Россия" Марина Волкова.
Далее производим выгрузку 2-3 раза в неделю, чтобы обновлялось наличие и цены. При заказе отправляем курьера к поставщику, потом курьер привозит нам товар для самовывоза или напрямую со склада поставщика едет на доставку к клиенту. При наличии одного небольшого павильона выгружаем на Яндекс Маркет 5500 товаров. По нынешним временам все наши поставщики соглашаются отгружать товар от одной штуки.
Что из минусов, с тех пор, как Яндекс Маркет поднял цену за клик, работать с большим ассортиментом уже не так выгодно, так как товарная масса большая, соответственно выкликивание тоже не маленькое. Если вы получаете клиентов не с Яндекс Маркета, а с других источников, вероятно, вам такая схема будет более выгодна. Плюс программисты этого облачного сервиса раскрутились, и обросли клиентами, вследствие чего подняли цену на создание парсера, раньше создание одного парсера стоило 30 долларов, теперь 150 долларов. Если поставщик ничего не меняет на сайте или в прайс-листе, то парсером можно пользоваться годами. Свернуть