Дистанционная торговля по новым правилам. Разъяснения юриста и обзор судебных решений по основным вопросам
Принятие новых Правил торговли, включающих в себя блок дистанционной торговли, означает ее окончательное признание и закрепление как одной из разновидностей гражданских правоотношений. Соответственно, отдельные спорные вопросы применения законодательства о дистанционной торговле требуют как минимум упоминания в свете законодательных изменений. Обычно споры возникают вокруг нескольких ключевых вопросов дистанционной продажи.
Всегда ли продажа товара через интернет-магазин считается розничной?
Определение того, является ли продажа товара через интернет-магазин розничной, важно, поскольку только в отношении неё действуют правила, дающие покупателю больше прав в области замены и возврата товара, чем по договору поставки (и чем по договору купли-продажи офлайн). Понятие розничной купли-продажи установлено ГК РФ и предполагает, что покупатель приобретает товар для личного использования, не связанного с предпринимательством, при этом в законе в качестве разграничения розничной продажи и договора поставки указана именно цель использования. Именно поэтому отсутствие факта регистрации покупателя в качестве ИП или ЮЛ не лишает суд права сделать вывод о характере сделки.
Пример
Клиентка (Определение суда ХМАО по делу №33-1000/2021) приобрела через интернет-магазин аппарат для педикюра, а когда обнаружила недостатки приобретенного товара, то попробовала через суд возвратить деньги, взыскать неустойку и штраф. Истец ссылалась на законодательство о защите прав потребителей, однако суд сделал вывод о том, что приобретенный аппарат является изделием медицинской техники, исходя из его назначения и технических характеристик, предназначен для профессионального использования, требующего наличия определенных навыков, а его функция — предоставление услуг педикюра неопределенному кругу лиц. Кроме того, покупательница обладала профессиональным образованием для работы с аппаратом. Таким образом, это не розничная купля-продажа, а покупатель — не потребитель и рассчитывать на защиту своих прав по законодательству о защите прав потребителей не может.
Итого: даже если вы считаете, что осуществляете продажу в розницу через свой интернет-магазин, суд оценивает сделку не по её сути, а по цели, с которой покупатель использует приобретенный у вас товар.
А если купило юрлицо?
Еще один спорный момент — покупка товара юрлицом. Большинство продавцов по умолчанию считают такие договоры договорами поставки, поэтому исходят из того, что правила защиты прав потребителей к ним не применяются. Однако это далеко не всегда так, и суд опять же исходит из целей, с которыми юрлицо этот товар приобрело.
В частности, он будет оценивать объем приобретаемого товара и указания покупателя на то, для чего товар приобретается. Например, крупная партия показывает, что товар приобретен для перепродажи, даже если продавец не в курсе, зарегистрирован ли покупатель как предприниматель. С другой стороны, юридическое лицо может купить у вас продукцию для использования своими работниками для личных нужд (например, офисные принадлежности, кофемашина для столовой, мыло для санузла). В таком случае при возникновении претензий по покупке суд будет исходить из того, что вы обязаны обеспечить защиту прав потребителей, в том числе право на возврат качественного товара и односторонний отказ покупателя от сделки, как это полагается по нормам дистанционной торговли.
Итого: не все товары, заказанные в вашем магазине юрлицом или ИП, попадают под действие договора поставки. Права юрлица-потребителя тоже в отдельных случаях нужно соблюдать.
Оферта или реклама?
В последние годы идет быстрое и неуклонное усиление контроля за содержанием сайтов со стороны госорганов. Государство интересует не только то, не размещаете ли вы какие-то запрещенные материалы (причем иногда владелец и сам не предполагает, что в материалах разглядит госорган), но и то, всю ли информацию вы предоставили.
ГК РФ разграничивает понятия рекламы и публичной оферты, поскольку это важно для реализации прав потребителей. Реклама — это информация, которую вы распространяете для привлечения покупателей. Публичная оферта — это ваше предложение заключить договор, содержащее все существенные условия.
Разница для предпринимателя заключается в том, что оферта, полученная адресатом, безотзывна — покупатель вправе жаловаться, если решил купить товар на сайте, которого нет в наличии. Именно поэтому продавцы любят везде помечать "не является офертой". Но это заклинание больше не работает. Выставление товаров, описаний, каталогов, фотоснимков товаров в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Поэтому в суде волшебной фразой считается "фотография товара представлена для примера". Во всех остальных случаях владелец интернет-магазина обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым покупателем, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
Итого: не помещайте на своем сайте нефункциональные изображения, обязательно излагайте все существенные условия продажи товаров, все сведения, установленные законом, а все, что может быть неверно истолковано, отмечайте как размещенное "для примера".
Что делать, если покупатель отказался от заказанного товара?
Довольно распространенный кейс. Покупатель заказал товар, а потом передумал. А потом снова заказал — и снова передумал. А вы несете расходы на транспортировку товара, товар занимает место в пунктах выдачи и т.д.
Новые правила уточняют, что продавец имеет право прописать в оферте распределение расходов по возврату товара таким образом, чтобы учесть свои интересы в случаях возврата товара надлежащего качества.
Итого: нельзя ограничивать права покупателя в части возврата товара, но можно возложить на него расходы, связанные с таким возвратом.