"Осторожно, ниши закрываются"
Сегодня в Москве прошла конференция "DIY: Интернет как спасение в кризис". Наш редактор посетил ее и подготовил обзор с самыми важными трендами и цифрами.
Товары для дома и ремонта (DIY & Household) — относительно молодой сегмент на российском рынке электронной коммерции.
Ключевые цифры
Как подсчитали в Data Insight, за девять месяцев 2015 года онлайн продажи в сегменте составили 44,3 млрд рублей и 9,6 млн заказов. 21,4 млрд рублей пришлись на товары для строительства и ремонта, 15 млрд на мебель и 8 млрд – на другие товары для дома
За последние 7 лет количество интернет-магазинов в сегменте увеличилось в 40 раз – до 120. В основном это происходит за счет того, что в Интернет выходят уже сформировавшиеся торговые сети. 40% российских DIY-сетей имеют собственные онлайн-магазины, и эта доля скоро увеличится до 50%, уверен генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
По его словам, в Интернет еще не зашла большая часть из Топ-10 самых крупных офлайновых ритейлеров в этом сегменте. Свои интернет-магазины имеют лишь несколько из них, например, "Петрович", Leroy Merlin и OBI, но открытие ИМ остальных – не за горами.
Офлайновые сети вынуждены выходить в Интернет, хотя бы для того, чтобы поддерживать свои обороты за счет покупателей, все чаще предпочитающих онлайн-магазины, поясняет Федор Вирин из Data Insight.
Почему онлайн?
55% покупателей покупают товары для дома и ремонта в в Интернете, потому что для них важна цена, а в онлайне дешевле, чем в традиционном магазине. Для 45% важно удобство выбора и сравнения товаров в онлайн-магазинах.
"Рынок DIY гораздо больше связан с онлайном, чем все думают. 73% покупателей в России сначала ищут информацию в Интернете, а потом идут за покупками в обычный магазин", – отмечает утверждает руководитель направления по работе с крупными рекламодателями Google Россия Юрий Берченко.
Кто открывает DIY в Интернете?
Онлайн-магазины открывают в первую очередь крупные компании, имеющие больший ресурс (и потому нынешний строительный рынок интернет-торговли серьезно "перекошен" в их сторону). Кроме того, за счет перспективной категории DIY расширяют свою ассортиментную линейку онлайн-гипермаркеты.
"Так делают "Юлмарт", OZON, Е96 и другие, становясь важными конкурентами в этом сегменте", – рассказывает Вирин. – Я не удивлюсь, если Wildberries начнет продавать обои и люстры. Им значительно проще в такой ситуации, поскольку потребители предпочитают делать заказы в известных интернет-магазинах, которым доверяют больше, чем новичкам".
По мнению Вирина, в DIY мы наблюдаем ту же картину, что была некоторое время назад в БТиЭ: "середнячки" вымываются из рынка, а поставщики нередко сами переходят к розничным онлайн-продажам, разрушая устоявшуюся связь "поставщик-продавец-покупатель".
Момент для старта уже упущен?
Стать крупным строительным магазином в Рунете уже очень сложно. Это окно возможностей быстро сужается, утверждает Вирин. В итоге перед всеми ритейлерами строительной сферы встает вопрос: открывать свой интернет-магазин или идти к крупным маркетплейсам. И если это небольшая компания с хорошим финансированием — то на чем сделать акцент?
Новичкам DIY в онлайне следует быстро занимать пока имеющиеся ниши и делать себе имя. Необходимо сконцентрироваться на существующем спросе, и начинать можно со специализированных товаров. Так, например, сейчас потребители ищут более дешевые товары, а значит стоит предложить именно такие, советует Вирин.
Кроме того, сейчас россияне часто предпочитают починить электроинструменты, вместо того, чтобы покупать новые, а следовательно, растет спрос на запчасти к ним и услуги по ремонту. Таким сервисом нередко пренебрегают "гиганты". Но он может дать преимущество интернет-магазину в глазах покупателей.
Как завоевать расположение пользователя?
Что касается контента, стоит сделать ставку на интересные тематические статьи вроде "Как выбрать дрель", считает руководитель направления DIY "Яндекс.Маркет" Дмитрий Таранов. Но так можно "зацепить" клиентов "старой закалки", возражает Юрий Берченко. Статьи на сайтах продавцов, по его словам, читают покупатели постарше. А молодые люди ищут "независимые" источники информации о товарах, слабо веря брендированным страницам.
Не стоит сбрасывать со счетов влияние смартфонов, которые, по словам Берченко, уже переключили пользователей в состояние "Always on". Эксперт уверен, что через 2-3 года число обращений к сайтам с мобильных экранов сравняется с декстопными. Как подсчитали в Data Insight, уже сейчас 12% всех онлайн-заказов в сегменте DIY делаются с мобильных устройств, причем чаще с планшетов, чем со смартфонов (из-за величины экрана и возможности рассмотреть товар в деталях).
Многим онлайн-шоперам важна возможность заплатить карточкой при получении заказа. Пока что немногие интернет-магазины решились ввести такой способ оплаты, поскольку после этого придется включить в цену 2-3% комиссии за эквайринг.
Дутый рост?
С начала года сохраняется рост онлайн-продаж в денежном выражении – но не в натуральном (в штуках). Как пояснил Вирин, это происходит из-за роста цен, на который сейчас на самом деле приходится 80% роста продаж в сегменте DIY.
За дрелью – в онлайн
По данным "Яндекс.Маркет", самая популярная категория — электроинструменты, а в ней, в частности — шлифовальные машины, дрели и шуруповерты. Но в этой нише высокая конкуренция. Самой быстрорастущей же является — наборы инструментов, 2,5% всех пользователей ресурса посещают эту категорию и в ней количество предложений в сравнении с лидерами невелико.
Фора в полтора года
Китайские интернет-магазины пока не могут составить полноценную конкуренцию отечественным ритейлерам на этом рынке. Это связано с тем, что товары DIY – это нередко габаритный груз, который дорого везти из-за рубежа розничным покупателям. Однако Alibaba Group уже развивает контейнерные перевозки, потому можно начинать беспокоиться на этот счет. По мнению Вирина, у российских компаний есть фора в полтора года, чтобы подготовиться к восточной угрозе.
В Data Insight уверены, что и после этого DIY будет расти быстро, но – за счет региональных пользователей, которые уже сейчас проявляют большую активность в онлайне.
Доклад был впервые прочитан на конференции "Электронная торговля 2013". С разрешения автора выкладываем его, как и обещали, в открытый доступ... Подробнее