DIY уходит в онлайн
За последние 7 лет количество интернет-магазинов, открытых торговыми сетями сегмента DIY, увеличилось в 40 раз – до 120.
На 1 января 2015 г. 40% сетей DIY запустили свои интернет-магазины, по звонку доставляют 4%, сайт без интернет-магазина у 40%, нет сайта у каждого десятого торговца в данном сегменте.
По данным исследования агентства INFOLine, особенно активно рынок развивался в последние 3 года.
"На рынке идёт постоянная консолидация, останутся самые сильные", – заявил вчера на конференции "DIY. Do it online" генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков, представляя свое исследование. По его словам, отрасль активно идёт в Интернет. Например в Leroy Merlin договор с поставщиком включает пункт обязательного предоставления фотографий для выставления товара в Сети.
Лидером по продажам в Интернете является сеть магазинов "Петрович". В прошлом году ее онлайн-продажи превысили 3 млрд рублей, что составляет 15% от всех продаж компании.
Такого результата удалось достичь благодаря омниканальности, а также вниманию и лояльности к покупателям. "Петрович" доставляет товар, заказанный в онлайне, за 4 часа, а когда в компании заметили, что в их магазине много заказывают строители из Узбекистана, то наняли в колл-центр человека, который говорит на их языке, рассказывает Федяков.
На втором месте Isolux.ru – 1,5 млрд рублей, на третьем, неожиданно, "Юлмарт" – 1 млрд рублей.
По словам Федякова, россияне уделяют достаточно много внимания ремонту, гордятся им, считают, что он подчёркивает социальный статус человека. Поэтому рынок этот у нас защищен во время кризиса, в отличие от других потребительских рынков.
Для того, чтобы интернет-продажи стройтоваров росли, по мнению спикера, нужно, чтобы поставщики предоставляли хорошие фото товаров, а магазины предлагали нормальные сроки доставки и допускали возможность продаж поштучно, а не мелким оптом.
По данным компании DATA insight, общий объем рынка товаров для дома и DIY в 2014 г. составил 44,3 млрд рублей (9,6 млн заказов). Средний чек приближается к цифре в 5 тыс. рублей. Категория занимает 6,5% в "пироге" российской электронной коммерции.
Объем рынка товаров для строительства и ремонта составил 21,4 млрд рублей (5 млн заказов), мебель и предметы интерьера – 15 млрд рублей (1,3 млн заказов), товары для дома – 8 млрд рублей (3,2 млн заказов).
Ключевыми трендами, думает эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Федор Вирин, в этом году станут слияния и поглощения средних и крупных интернет-магазинов, выход офлайновых игроков в онлайн, а также вытеснение поставщиков из цепочки продаж и рост региональной онлайн-розницы.
Доля покупок в кредит в сегменте очень низкая. Это, с одной стороны, не дает рынку развиваться, а с другой стороны – защитило его во время кризиса. Если рынок не стимулировался искусственно, падать ему тоже особо не придётся.
Эксперт прогнозирует, что продажи товары категории hard (материалы для строительства и капремонта) будут снижаться, так как в стране в целом идёт замедление строительства. Но продажи soft (товаров для небольшого ремонта и декора продолжат расти, так как люди вкладывают деньги в квартиру и дачу даже в кризис.
Вирин отмечает четкую разницу в покупках в зависимости от пола. Есть несколько категорий, например, плитка и декор, где покупают исключительно женщины. Кроме того, добавляет он, Россия – это "страна спонтанных покупок", женщины делают их гораздо чаще, чем мужчины.
DIY – сегмент, где большинство покупателей – не новички в онлайн-шопинге. Почти 25% клиентов покупают стройматериалы в онлайне уже 3-5 лет, около 20% – последние 2-3 года, около 15% – 5-7 лет.
В основном покупатели живут в Москве и области (44,6% в сегменте мебели и 39% в DIY), дальше идут Санкт-Петербург и Ленинградская область (соответственно – 11,5% и 16,6%), а на третьем месте Приволжский федеральный округ (10,3% и 10,2%). Доля Москвы в аудитории падает. При этом в столице есть реальная конкуренция, а в регионах её нет вообще.
В некоторых сегментах на рынке присутствуют вообще единичные магазины. Например, продажами люстр и освещения в регионах, фактически, занимаются только два крупных игрока.
Примерно половина россиян доверят исключительно российским ИМ, другая половина – как российским так и зарубежным.
При покупках в зарубежных магазинах (а сейчас это, в основном, Китай), средний чек получается небольшой. Один товар стоит, в среднем, 1000-1100 рублей. "Для этой категории это совсем маленький чек, мы понимаем, что это даже не дрель, а что-то типа сверла", – говорит Вирин.
Главная причина, почему россияне предпочитают покупать в Интернете, – там дешевле. Так считает 55% опрошеных. 45% ответили, что в Сети проще выбирать и сравнивать товары. Некоторым онлайн-шоперам "неудобно идти в магазин", "удобнее сразу заказать с доставкой". Также называна мотивация "в интернете больше информации", "в обычных магазинах этого нет".
15% покупателей сегмента заказывают в интернет-магазинах по телефону. "DIY-клиенты любят колл-центры, они хотят поговорить", – замечает Вирин. 13% выбирают мебель на планшетах.
Лидером рынка, по данным DATA insight, является "220 Вольт" – месячный оборот 174 млн рублей, 1,8 тыс. заказов в сутки, 1,6 млн посетителей в месяц. Но это только предварительные данные: аналитики еще не подсчитали показатели "Петровича", который должен попасть на 2 место.
Рынок DIY умеет огромный потенциал в Интернете, уверены эксперты. Тут очень низка конкуренция, особенно в регионах. Отдельно стоит присмотреться к продажам для женской аудитории. Женщины покупают охотно, а с ними отдельно пока никто не работает.
Также важна омниканальность. Есть категории товаров, которые намного лучше продаются, например, через планшеты. При этом специфика сегмента такова, что достаточно иметь одну точку выдачи, чтобы продажи в городе величиной до 500 тысяч человек выросли в разы.