Зарубежные ИМ "отжимают" покупателей
Иностранные интернет-магазины с каждым годом составляют все большую конкуренцию российским. Если еще в 2012 г. на трансграничные покупки приходилось около 10% общего оборота рынка e-commerce в России (или примерно 45-50 млрд рублей), то в прошлом году их доля увеличилась вдвое – до 20% (или до 100-120 млрд рублей в денежном выражении).
Представленная центром стратегических исследований Enter Vision статистика свидетельствует, что по посещаемости иностранные торговые площадки уже обгоняют многих отечественных online-ритейлеров.
К примеру, в декабре самым популярным среди россиян зарубежным интернет-магазином стал китайский Aliexpress, сайт которого посетило 19,6 млн уникальных пользователей. Среди российских интернет-торговцев поспорить с таким трафиком под силу разве что OZON, получившему за месяц 21,9 млн пользователей.
Третье место в рейтинге популярных торговых сайтов опять-таки осталось за иностранным игроком – американский ebay.com посетило 14,6 млн человек. Следом идут российские сайты ulmart.ru (13,4 млн) и svyaznoy.ru (10,7 млн). Покупатели голосуют кликами за иностранцев: в декабре на Топ-5 крупнейших зарубежных торговых площадок пришлось 25% трафика 30 самых популярных в России интернет-магазинов. В эту пятерку вошли также amazon.com, alibaba.com и ru.aliexpress.com.
Обнадеживает, что прирост посещаемости в целом у российских игроков оказался выше. Многие российские торговцы за последний месяц 2013 г. смогли нарастить статистику посещений на 30-40%. А лидером по росту интереса российских пользователей стал mediamarkt.ru, который улучшил статистику почти в полтора раза.
Зарубежные ритейлеры, напротив, демонстрировали либо символический рост (в пределах 10%), либо даже падение (вплоть до головокружительного показателя минус 28% у китайского ru.aliexpress.com). Но здесь стоит учитывать, что ввиду длительных сроков доставки россияне заказывают подарки к Новому году за рубежом заранее, а вот в отечественном магазине можно отовариться и в последнюю минуту. Так что отчасти оптимистичная статистика обеспечена особенностями в сезонности спроса.
А вот что должно вселять тревогу, так это сумасшедший рост популярности магазинов, в которых можно воспользоваться бесплатной доставкой. За прошлый год число пользователей ru.aliexpress.com – адаптированной для россиян площадки, где собраны лучшие предложения с бесплатной доставкой в Россию – выросло более чем в 5,5 раза. А число покупок только за полгода увеличилось вшестеро (!): в октябре 2013 г. через сайт было сделано 50 тыс. покупок.
Так что уповать на введение лимита беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов российским торговцам не приходится. Если, как и планируется, ограничение в 150 евро будет распространяться на одно почтовое отправление, а не на месячный объем ввоза, то покупатели просто станут охотнее связываться с ритейлерами, которые предлагают оптимальные по стоимости условия доставки.
Единственное, что могут этому противопоставить российские торговцы, – качественный сервис и широкий ассортимент. Статистика посещений сайта rutaobao.com свидетельствует, что он интересен, прежде всего, жителям из регионов, где хуже представлены местные ритейлеры. Москвичи составляют лишь 16% покупателей rutaobao, еще 6% живут в Петербурге, и 78% – в регионах.
В целом проблемы есть, конечно заголовок никак не соотносится с состоянием рынка, и это в первую очередь видно по курьерским компаниям, многие из которых видят реальное уменьшение доставок. Свернуть