"Яндекс.Маркет" станет онлайн-гипермаркетом
"Яндекс" начинает трансформировать "Маркет" из агрегатора в онлайн-гипермаркет. Об этом сегодня рассказал РБК гендиректор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков. По его словам, обновленная площадка будет выглядеть как традиционный гипермаркет, но в интернет-версии. Для сравнения Гришаков привел пример британского ритейлера Tesco, и других компаний, которые "в прошлом десятилетии в дополнение к широкому ассортименту товаров добавляли сервисы, такие как продажа туристических услуг, страховых продуктов, бензина для автомобилей".
Подобного шага от "Маркета" ожидали давно. Это не смена стратегии, а то, к чему поисковик шел последние годы, в том числе, запуская "Яндекс.Доставку" и переходя к CPA-модели продаж, при которой пользователь никуда не уходит с "Маркета", а интернет-магазин платит комиссию за совершенную покупку.
Еще в прошлом году поисковик рассказал о планах объединить свои сервисы для ecommerce в систему. В сентябре 2016 года "Маркет" начал в одностороннем порядке переводить московских продавцов с CPC (cost-per-click) модели продаж на СРА (cost-per-action). Март 2017 года – озвучиваются планы развивать фулфилмент-услуги. Направление на офлайн и логистику становится очевидным, хотя бы по подбору новых топ-менеджеров. На новую должность директора по логистике и товарным цепочкам назначается бывший руководитель департамента по продажам логистических услуг "Почты России" Павел Ярошевский. В апреле гендиректором "Яндекс.Маркета" становится Максим Гришаков, выходец из офлайнового ритейла, в 2013-2015 годах руководивший розничной сетью Spar в России. И наконец, в июне этого года гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож практически открытым текстом заявил о том, что компания начнет торговать в офлайне.
Крупные ритейлеры и раньше были недовольны принудительным переходом к CPA- модели, при которой покупатель зачастую даже не отслеживает, у какого интернет-магазина делает заказ. Компании уровня "Юлмарта" много вкладывают в лояльность и повторные покупки, здесь планы "Яндекс.Маркета" идут вразрез с их интересами. Это косвенно признал и Максим Гришаков, отметив, что большие компании неохотно делятся трафиком. "Кроме того, в крупных магазинах цены могут быть выше, поэтому люди предпочитают более мелкие магазины. А мы, со своей стороны, будем гарантировать им доставку, логистику и так далее, например, с помощью сервиса "Яндекс.Доставка", – сообщил он.
Участники рынка говорят, что успех новой модели "Яндекс.Маркета" будет зависеть от логистики. "Вся наша модель – это прямые продажи, более 90% наших продаж – это продажи со склада", – сообщил представитель OZON.
По мнению главы Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Федорова, переход "Яндекс.Маркета" на новую модель "не приведет ровным счетом ни к чему". По его словам, компания не получит никакой дополнительной прибыли в случае, если решится положить товар поставщиков на свои склады, ведь последним держать свой товар на чужих складах совершенно невыгодно.
По словам Федорова, переход на модель онлайн-гипермаркета потребует огромных вложений. "Все хотят стать Amazon. Но это потребует огромных вложений со стороны "Яндекса" – свои склады, много наименований. Так уже работает, например, Ozon. У него огромные вложения в собственную логистическую инфраструктуру и так далее. И компания до сих пор убыточна", – подытожил он.
Сооснователь Data Insight Федор Вирин считает, что, возможно, главная проблема "Маркета", как инструмента сравнения цен, которым он был последнего времени, заключается в том, что сейчас сравнивать некого.
"Тот мир интернет-торговли, который был еще несколько лет назад, преображается. Небольшие и средние интернет-магазины, не имеющие уникального сервиса или уникального ассортимента (хотя бы своего, то есть выкупленного на свой склад) умирают: у них нет ресурсов для конкуренции, которая, в том числе благодаря "Яндекс.Маркету" сузилась до чисто ценовой", – прокомментировал Вирин. По его словам, этот процесс уже необратим.
"Если же мы посмотрим на крупные магазины, то они сами могут привлекать посетителей/лиды из того же источника, что и "Маркет". Более того, им, во многом, так делать, несомненно, интереснее. И в этот момент "Маркет" становится конкурентом крупным магазинам вне зависимости от его модели монетизации. Иными словами, время истощило тот ресурс, на котором стоит "Яндекс.Маркет", и которым он кормится. В связи с этим, у Маркета просто не остается выбора: в долгую он обречен на смену своей модели. Стать магазином – одна из возможных стратегий, которая была озвучена Аркадием Воложем еще несколько лет назад", – отметил Федор Вирин.
В пресс-службе "М.Видео" сообщили Oborot.ru, что трансформация "Яндекс.Маркета" не отразится на компании, т.к. маркетплейс уже сейчас приводит на сайт "М.Видео" очень мало трафика. "На этот канал сейчас приходится около 2% ежемесячных посещений онлайн-магазина. Мы придерживаемся своей стратегии омниканальности, сами ведем расчеты с клиентами, что позволяет предложить не только доставку, но и самовывоз из магазина, задействовать инструменты CRM, бонусную программу", – заявили представители ритейлера.
Пока не совсем понятно, какой именно будет бизнес-модель "онлайн-гипермаркета" от "Яндекса" и будет ли она, к примеру, включать продажи собственных товаров. Oborot.ru пытается узнать подробности, ждем ответа от пресс-службы "Яндекса".