"Яндекс" и Сбербанк поищут инвестора для своего маркетплейса
"Яндекс" опубликовал акционерное соглашение совместного предприятия со Сбербанком. Документ появился на сайте Американской комиссии по ценным бумагам и биржам, передает cnews.ru.
Партнеры будут искать третьего, стратегического инвестора и смогут требовать проведения IPO "Яндекс.Маркета" без согласия друг с другом. Маркетплейс будет обязан использовать рекламные сервисы и счетчики "Яндекса".
Подробности
В Нидерландах была зарегистрирована компания Yandex.Market. В ней Yandex и "дочка" Сбербанка Digital Assets получили по 45% акций. Еще 10% акций получил голландский штихтинг Stichting Yandex.Marker Equity Incentive. Штихтинг – форма собственности в голландском праве, позволяющая владельцу какого-либо актива временно передавать его независимой третьей стороне.
В совете директоров "Яндекс.Маркета" будет как минимум по два представителя от "Яндекса" и от Сбербанка. Также каждый из этих акционеров будет иметь как в совете как минимум одного выдвинутого им независимого директора. Председатель совета директоров будет выбираться простым большинством голосов.
Через некоторое время после создания совместного предприятия на базе "Яндекс.Маркет" его акционеры будут искать нового инвестора для продажи ему миноритарной доли. Будущая сделка должны быть оплачена наличными, а оценка компании перед сделкой (pre-money valuation) должна быть не меньше, чем после ее совершения (post-money-caluation).
При выпуске новых акций "Яндекс.Маркет" должен будет предоставить "Яндексу" и Сбербанку преимущественное право на их выкуп в соответствие с имеющимися у них долями. Для привлечения долгового финансирования "Яндекс.Маркет" должен будет обращаться в Сбербанк.
У "Яндекса" и Сбербанка будет право инициировать рассмотрение советом директоров "Яндекс.Маркет" вопроса о выходе на IPO. Через некоторое время после создания совместного предприятия каждый из этих акционеров сможет потребовать проведения IPO без согласия второй стороны.
В течение определенного времени после создания совместного предприятия ( какой это промежуток времени – в документе не указано) "Яндекс" и Сбербанк, не смогут продавать имеющиеся у них акции без согласия друг друга. Затем возможность продажи появится.
Показатели работы "Яндекс.Маркета" должны проверяться аудиторами из "большой четверки". Компания должна делиться со своими акционерами квартальной и годовой отчетностью, подготовленной стандартам US GAAP. Также компания будет предоставляться ежемесячную отчетность по стандартам IFRS (Международные стандарты финансовой отчетности, МСФО), при этом соответствующие расходы возьмет на себя Сбербанк.
Акционерное соглашение "Яндекса.Маркет" предполагает перечень "эксклюзивных" территорий, на которых будет работать площадка. В опубликованной версии документа они не указаны. Но из пресс-релиза о создании "Яндекс.Маркета" известно, что это Россия, страны СНГ, Грузия и страны Прибалтики.
Компании обязуются не должны вести на этих территориях бизнес, конкурирующий с бизнесом "Яндекс.Маркета". В том числе акционерам "Яндекс.Маркет" запрещается брать на работу топ-менеджеров компании и переманивать персонал из определенного списка, который не раскрыт в опубликованной части документа.
По умолчанию "Яндекс.Маркет" должен использовать ПО и сервисы для рекламы от "Яндекса". Но он может выбрать и стороннего поставщика таких услуг – через тендер, в котором "Яндекс" может участвовать наравне с другими конкурентами. И если в тендере победит сторонняя компания, у "Яндекса" будет определенный период времени, чтобы сделать "Маркету" предложение, равноценное тому, что победило в тендере.
В качестве эксперимента "Маркет" сможет использовать стороннее рекламное ПО, но только для ограниченного числа пользователей и в ограниченный промежуток времени.
"Яндекс.Маркет" должен использовать счетчик посетителей от "Яндекса". Допускается также использование счетчика от Сбербанка. Возможно использование "Яндекс.Маркетом" и собственного счетчика. Он должен быть разработан компанией самостоятельно или, в случае привлечения стороннего разработчика, компания должна получить эксклюзивные права на него.
Счетчики от Google и Facebook могут использоваться для оценки эффективности рекламных кампаний "Маркета". Но только при условии, что счетчик будет находиться исключительно на тех страницах куда через рекламу приходят пользователи. Еще "Маркет" сможет их использовать для экспериментов с участием лишь небольшой части аудитории.
Также "Яндекс.Маркет" должен на каждой своей странице обеспечивать ссылки на ресурсы Сбербанка и "Яндекса" и участвовать в программах лояльности "Яндекса" и Сбербанка. В то же время "Яндекс.Маркет" не должен передавать Сбербанку данные, связанные с работой "Яндекса", а "Яндексу" данные, связанные с работой Сбербанка.
Решение о создании совместного предприятия Сбербанка и "Яндекса" на базе "Яндекс.Маркета" было принято летом прошлого года. Компании планируют создать "национальный маркетплейс", который Лев Хасис уже успел назвать "русским Amazon".
Недавно банк получил разрешение Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) на создание СП с "Яндексом".
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.
Евгений Новиков Руководитель, Трейд-1 |
Верно. И поэтому государству не нужно слушать истеричные вопли потребителей, а делать то что им не нравится, но полезно в долгосрочной перспективе. Свернуть