Вместо "ГАЗели"? В Томской области разрешат летающие грузовые беспилотники
Минэкономики и Минтранс планируют провести эксперимент по доставке беспилотниками в Томской области в рамках законопроекта о "регуляторных песочницах". Сейчас идут переговоры с региональными властями и разрабатывается нормативная база для запуска проекта.
Дело в том, что на данный момент законодательные ограничения не позволяют использовать дронов для доставки грузов весом более 3 кг на расстояние свыше 15 км в городской черте и грузов весом более 6 кг на расстояние свыше 100 км в труднодоступных районах. Эксперимент же будет проводиться с грузами до 500 кг. Предполагается, что в нем могут принять участие "Аэромакс" (входит в АФК "Система"), "Геоскан", "Тайбер", "Радар ммс" и "Микран", однако окончательный состав партнеров пока не определен.
Эксперты рынка оценивают стоимость допустимых сейчас к использованию беспилотников от 500 тыс. рублей до 3-5 млн рублей. Более грузоподъемные дроны будут стоить от 5 млн рублей до 30 млн рублей, а спрос на них, если такую доставку разрешат, составит около 100 штук в год.
По словам директора бизнес-дивизиона по обследованию и мониторингу "Аэромакс" Андрея Михеева, у компании уже имеются потенциальные клиенты на беспилотники грузоподъемностью свыше 30 кг. При этом он указывает, что для доставки небольших грузов решений пока нет, не хватает станций автоматической подзарядки и собственно надежности дронов.
В России, в отличие от США, нет подходящей инфраструктуры для доставки посылок автоматами в городской черте: дроны не могут залетать в окна, а оставлять посылку у подъезда чревато ее потерей. Кроме того, производство беспилотников для бизнеса сдерживает регулирование. По мнению экспертов на данном этапе они могут быть востребованы для доставки срочных грузов в труднодоступные районы.
Что касается доставки и ритейла, то здесь участники рынка выражают определенный скепсис по отношению к беспилотникам. Большинство сходится в том, что востребованы окажутся дроны с высокой грузоподъемностью для доставки в отдаленные районы. Эксперты также указывают на то, что автоматическая доставка на решает проблему возвратов и приема оплаты по получению заказа, а также может оказаться более дорогой из-за необходимости страхования и грузов, и транспорта. Даже если законодательно полеты дронов будут разрешены, на первых порах ритейлеры и доставщики станут использовать их больше для рекламы, чем для реальной перевозки грузов.
Директор по взаимодействию с госорганами Ozon Дмитрий Русаков указывает, что пока доставка в такие мета автофургонами остается более надежной, позволяя доставлять сборные грузы и забирать возвраты. И тут возникает вопрос о проекте новых СанПиНов: сколько таких грузовиков или дронов придется гонять в отдаленные районы при раздельной доставке?
По словам руководителя департамента стратегического развития "Почты России" Игоря Шиянова, компания относится к проектам по беспилотной доставке "с большим интересом". В феврале федеральный доставщик рассматривал возможность тестировать доставку дронами в Свердловской области. После первого провального эксперимента в 2018 году, от которого "Почта" предпочла откреститься, компания старается занимать в таких ситуациях наблюдательную позицию.
Услуги подключили доставку по Москве, в Питер. По РФ через них силами почты и сдэка
Остальное не используем
Деньги сразу