Ваш покупатель становится все мобильнее
Мобильные покупки и платежи в 2017 году будут становиться все популярнее. Об этом свидетельствуют данные ежегодного исследования GfK Teхнотренды. Эксперты компании традиционно определяют технологии с наибольшим потенциалом для роста. В этом году трендом №1 они назвали мобильные покупки и платежи.
Главными факторами, которые привлекают потребителей в мобильных покупках и платежах, оказались возможность купить без очередей, централизовать все вознаграждения от программ лояльности, возможность сделать предварительный заказ, проверить наличие товара, получать персональные предложения.
У мобильных платежей и покупок есть все шансы совершить революцию в мировом ритейле, и не только за счет развития электронной коммерции. Революция может прийти и в традиционную торговлю.
По словам руководителя отдела исследований B2B, Services & Retail Елены Морковиной, тренд "мобильные платежи" перекликается с зарождающимся трендом в потребительском поведении – "моментальная доступность". Все большее число потребителей хотят получать немедленный доступ к товарам, услугам и развлечениям там, где находятся и в том формате, который им удобен. "Наша жизнь ускоряется, и потребители все больше ценят именно те товары и услуги, которые помогают им экономить свое время и усилия", – сообщила она.
Сейчас этот тренд выражен на зрелых рынках, где для потребителей мобильные платежи стали с одной стороны естественным продолжением развития безналичных платежей, а с другой – реальным улучшением покупательского опыта.
Например, в США опыт оплаты с мобильного есть у 37% опрошенных онлайн-пользователей, в Китае – у 33%.
По данным исследования, в России потенциал для развития мобильных платежей и покупок чрезвычайно велик. Во-первых, среди россиян более ярко выражен потребительский тренд "моментальная доступность" (он характерен для 23% онлайн-пользователей, в среднем по миру – 16%).
Во-вторых в России большая аудитория пользуется онлайн с мобильного устройства: 56 млн. человек в возрасте 16+ или 53% опрошенных онлайн пользователей в России, хотя бы раз совершали мобильные платежи за последние 6 месяцев.
Главными препятствиями на пути распространения мобильных платежей в России являются вопросы безопасности. Пока лишь 19% участников исследования GfK говорят о том, что на 100% уверены в безопасности мобильных платежей.
Если говорить о мобильных покупках, то здесь в России широкое поле возможностей. По данным исследования GfK Rus для Yandex.Market, по состоянию на осень 2016 года, 36% пользователей делали покупки в интернет-магазинах. При этом примерно треть из них, согласно опросу 2015 года, имеют опыт покупок со смартфона.
Авторы исследования утверждают, что способствовать росту мобильных покупок в России будет развитие торговых мобильных приложений. Потребительский спрос реагирует очень живо на покупки через мобильные приложения, особенно в небольших населенных пунктах, где мобильный является зачастую главной точкой доступа в интернет, а покупка на сайте или через приложение онлайн-магазина – единственная возможностью получить доступ к широкому ассортименту.
Пока россияне охотнее используют смартфон для выбора и сравнения товаров, чем для заказа в интернет-магазинах. Есть очевидная зависимость: чем дороже товар, тем ниже вероятность, что заказывать его будут с мобильного. При этом даже в самых дорогих сегментах доля покупавших со смартфонов уже достигла 20%. Охотнее всего со смартфона покупают товары ручной работы – 56%, продукты питания, напитки, алкоголь – 53%, косметику и парфюмерию – 50%, товары для детей – 49%, одежду и обувь – 46%.
При этом выбирают со смартфона чаще всего смартфоны и планшеты – 60%, товары для детей – 58% , электронику и товары ручной работы – 56%.
Еще один интересный факт: люди чаще оформляют со смартфона заказы в "привычных" для себя товарных категориях – в тех, где они вообще часто совершают покупки. Например, женщины заметно чаще, чем мужчины, покупают через интернет одежду и косметику. И в этих категориях женщины чаще мужчин покупают со смартфонов.
Тем временем в fashion и вовсе наблюдается бум мобильных продаж. По данным одного из крупнейших в стране фулфилмент-провайдеров в данном сегменте eSolutions, почти 30% всех заказов в 2016 году было совершено через смартфоны, и эта цифра продолжает расти.