В Госдуме предложили раздробить бизнес маркетплейсов, отделив онлайн-площадки от логистики и ПВЗ
Власти предлагают разделить бизнес маркетплейсов на несколько отдельных направлений. Эта идея сейчас активно обсуждается в рабочей группе по разработке нового законопроекта, направленного на регулирование отрасли ecommerce.
Таким образом депутаты хотят усилить контроль над компаниями, сделать их прозрачнее для государства, общества и партнеров.
Предложение заключается в том, чтобы выделить отдельные сегменты бизнеса маркетплейсов: онлайн-площадки, ПВЗ и логистические сервисы.
Для каждой из этих категорий планируется ввести свои рычаги контроля, что, по мнению авторов инициативы, позволит более эффективно регулировать деятельность компаний и предотвращать нарушения. Андрей Свинцов, руководитель рабочей группы и депутат Госдумы от ЛДПР, пояснил, что разделение бизнеса позволит Федеральной антимонопольной службе (ФАС) более точно контролировать рынок.
В частности, маркетплейсы не смогут продвигать собственные товары или бренды на своих площадках, что снизит риски монополизации. Для этого ФАС будет регулярно проводить проверки на предмет картельного сговора и взаимосвязи через дочерние компании.
В рамках законопроекта также предложено ряд других изменений:
1. Оповещение об изменении условий работы.
В случае снижения заработка ПВЗ или увеличения комиссии площадки, маркетплейсы будут обязаны уведомлять продавцов и ПВЗ об изменениях за 14 дней до их вступления в силу.
2. Обязательная проверка регистрации продавцов.
Маркетплейсы должны будут проверять, зарегистрирован ли продавец в системе маркировки товаров, что позволит усилить контроль за качеством и легальностью продукции. Законодатели уже очевидно планируют обязать онлайн-продавцов следить за тем, чтобы селлеры не торговали контрафактом.
3. Снятие запрета на агентскую схему.
Маркетплейсам могут разрешить использовать агентскую схему при продаже продовольственных товаров, если они принадлежат одной группе лиц с торговой сетью. Это расширит возможности для торговли на таких площадках.
Депутаты настаивают, что такие меры направлены именно на создание более прозрачного и конкурентного рынка.
В то же время, они могут усложнить работу для многих игроков, особенно для крупных маркетплейсов, которые привыкли совмещать логистику, торговлю, рекламную платформу и другие элементы своего бизнеса под одной юридической и бухгалтерской "крышей".
Разделение этих направлений работы и введение новых законодательных норм потребуют от компаний значительных усилий по адаптации и перестройке своей деятельности.
На данный момент маркетплейсы с точки зрения закона воспринимаются исключительно как онлайн-площадки, "информационные посредники", которые просто размещают объявления партнеров. Поэтому их и курирует Минцифры, а не Министерство торговли.
Считается, что сам маркетплейс ничего не продает, а только является неким цифровым посредником между селлером и покупателем. При этом выпадает из правового поля то, что маркетплейс исключительно сам принимает платежи за товары, зачастую перевозит их, хранит и выдает. Это уже мало согласуется с постулатом про "электронного посредника".
Если же законопроект будет принят, маркетплейсы будут обязаны действительно стать лишь электронными витринами, а логистикой, управлением ПВЗ и другими видами деятельности должны заниматься отдельные организации.
По мнению депутатов, такое разделение позволит улучшить прозрачность и эффективность работы в сфере онлайн-торговли, а также устранить конфликты интересов, возникающие при сочетании различных функций в одном бизнесе.
Свинцов сообщил, что пункт о разделении бизнеса маркетплейсов планируется добавить в обновленную версию законопроекта, которая осенью будет внесена в Госдуму. По его словам, он разрабатывал законопроект больше 10 месяцев вместе с рабочей группой, куда вошли представители крупнейших маркетплейсов, селлеров, владельцев ПВЗ и профильных ассоциаций.
Однако эксперты оценивают вероятность реализации этой идеи в виде закона в настоящее время очень низкой, и дальнейшие обсуждения будут зависеть от реакции рынка и участников отрасли.
И главная проблема в том, что маркетплейсы давно перестали быть просто онлайн-платформами, а создали вокруг себя огромную инфраструктуру. Правовое регулирование маректплейсов должно быть схоже с регулированием торговых сетей, считают эксперты. Потому что маркетплейсы идут по пути их развития.
И в этом смысле не стоит сужать маркетплейсы со всей их инфраструктурой до цифровых платформ. Они все равно не утратят контроля над своей огромной складской, логистической инфраструктурой. И обсуждаемое разделение на интернет-площадки, ПВЗ и логистические сервисы на деле окажется фиктивным.
"Необходимо выделить маркетплейсы как отдельную сущность, иную, нежели цифровые платформы, которые просто представляют свои услуги или размещают объявления о товарах. Маркетплейсы и цифровые площадки – разные сущности", – заключает первый вице-президент Союза интернет-торговли, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева.
Впрочем, инсайдеры говорят, что идея о дроблении бизнесов маркетплейсов пока не нашла поддержки у всех участников рабочей группы в Госдуме, а с онлайн-площадками эту инициативу пока и вовсе не обсуждали.
Также читайте на нашем сайте:
- Почему российские маркетплейсы теперь растут в два раза медленнее? И что по этому поводу надо делать селлерам?
- Изгнание самозанятых с маркетплейсов и ПВЗ как торговый объект. Что еще интересного в новом законопроекте?
- Минпромторг "категорически поддержал" закон о маркетплейсах, проект которого окончательно готов
- Правительство не одобрило закон о маркетплейсах. Что с ним не так? И что будет дальше?
- Почему Татьяна Бакальчук заговорила о необходимости отложить госрегулирование маркетплейсов
- Каким будет госрегулирование для маркетплейсов: вариант правил уже на рассмотрении в ФАС
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
В Озоне звиздец начался именно с приходом Сергея.