ТОП-20 интернет-аптек России: за счет каких товаров растут продажи и почему в рейтинге отсуствует Ozon
Аналитическая компания RNC Pharma представила рейтинг компаний фармацевтической розницы, работающих в сегменте ecommerce.
Лидерами по темпам роста стали не только столичные, но и региональные компании. Онлайн-продажи воронежской "Фармии" выросли в 7,2 раза год к году, московской "Ваша №1" – в 4,7 раза, московской же "Ригла" – в 3,3 раза, уфимского "Фармленда" – в 2,7 раза, московской "Асна" – в 2,5 раза.
ТОП-20 интернет-продавцов лекарств в РФ (объем онлайн-продаж по итогам I кв. 2021г.)
- Аптека.ру (Новосибирск) – 14 200 млн. руб (+13% по сравнению с I кв. 2020г.)
- Сбер Еаптека (Москва) – 2 800 млн. руб (+78%)
- АСНА (Москва) – 2 800 млн. руб (+151%)
- Ригла (Москва) – 2 500 млн. руб (+228%)
- ИРИС(Москва) – 2 300 млн. руб (+33%)
- Неофарм (Москва) – 2 000 млн. руб (+54%)
- Здравсити (Москва) – 1 700 млн. руб (экспертная оценка, точных данных нет)
- Аптека-Таймер (Пермь) – 1 700 млн. руб (-23%)
- ГК Экафарм (Москва) – 1 500 млн. руб (+8%)
- Апрель (Краснодар) – 1 300 млн. руб (-)
- Аптечная сеть 36,6 (Москва) – 1 100 млн. руб (+65%)
- Фармленд (Уфа) – 1 100 млн. руб (+168%)
- Монфастырев.рф (Владивосток) – 1 000 млн. руб (+24% )
- Имплозия (Самара) – 1 000 млн. руб (- )
- Планета Здоровья (Пермь) – 700 млн. руб (- )
- Ваша №1 (Москва) – 200 млн. руб (+367% )
- Алоэ (Санкт-Петербург, ранее называлась "Эдифарм") – 100 млн. руб (- )
- Фармия (Воронеж) – 70 млн. руб (+622% )
- Социальная аптека (Ростов-на-Дону) – 50 млн. руб (- )
- ОАС Челябинск (Челябинск) – 40 млн. руб (+22% )
Источник: Рейтинг российских аптечных сетей от RNC Pharma
В рейтинг RNC не вошел Ozon, поскольку компания не предоставила данных для анализа. Следует отметить, что в скором времени список лидеров снова может измениться, поскольку на рынок фармарозницы выходят такие игроки, как "AliExpress Россия" и Vprok.ru, принадлежащий X5 Group.
Доля ecommerce-сегмента в общем объёме аптечных продаж выросла с 9,7% в первом квартале 2020 года до 13,1% в первом квартале 2021 года. В фармрознице происходят те же процессы, что и в любом другом ритейле: потребители перетекают в онлайн.
Суммарный объем продаж лекарств и сопутствующих товаров через Интернет по итогам I квартала 2021 года составил 46,2 млрд рублей (в ценах конечного потребления, включая НДС). Это на 24% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года.
В RNC Pharma отмечают, что в основном такую динамику обеспечила нелекарственная розница. А для лекарственных препаратов рост год к году в денежном выражении составил 13,4%. Особенно впечатляюще эти цифры выглядят на фоне общего падения фармритейла на 6,7%. И это с учетом законодательного запрета на онлайн-торговлю рецептурными препаратами – эксперимент по их дистанционной продаже начнется только в июне.
Суммарная выручка входящих в ТОП-20 компаний в первом квартале составила 38,2 млрд рублей или 82,7% от общего объема аптечных онлайн-продаж. Характерно, что эта доля меньше, чем в 2020 году, то есть на рынок выходят новые игроки. В первом квартале прошлого года, несмотря на разрешение продавать онлайн безрецептурные лекарства, в регионах аптеки не спешат в Интернет.
Нужно передавать количество товара, чтобы этого не было. Свернуть