"Судьба Юлмарта - в руках кредиторов"
На днях совладелец "Юлмарта" Дмитрий Костыгин дал громкое интервью изданию "Коммерсантъ". В нем бизнесмен рассказал свою версию корпоративной войны, и пояснил, что сейчас происходит в компании.
Мы сделали подборку самых важных фактов и ярких цитат из интервью господина Костыгина.
Месяц назад Дмитрий был освобожден из-под домашнего ареста под залог в 25 млн рублей, внесенный КО "Любимый край", принадлежащей саму Костыгину. Бизнесмен признался, что в целом, рад тому, что "испытал на своей шкуре либерализацию законодательства в плане применения домашнего ареста и залогов".
"Прошел год, следствие закончено. Адвокаты посмотрели, что до этого в Петербурге максимальный принятый залог составил 10 млн рублей, нужно было предложить значительно больше. Но нужно было и четко показать, что деньги на счете есть, доверенность на управление счетом в порядке и т. д. Теперь друзья шутят, что залог внесли тремя фурами печенья "Посиделкино" (предприятие "Любимый край" производит это печенье)".
О кредитах и Сбербанке
Впрочем, с Костыгина пока еще не снято обвинение в мошенничестве в сфере кредитования в особо крупном размере. По версии следствия, предприниматель предоставил Сбербанку ложные сведения о финансовом состоянии "Юлмарта", чтобы получить кредит в 1 млрд рублей.
"Здесь можно использовать метафору, связанную с моим прошлым медицинским образованием военного хирурга. Если видишь, что человек теряет сознание, то начинаешь делать комплекс мероприятий по поддержанию дыхания и кровообращения. Очевидно, что я первый бросился спасать попавшую в беду компанию, и теперь небольшая группа "проблемщиков" Сбербанка меня обвиняет, образно говоря, в попытке "изнасиловать" это юрлицо".
"Я "засветился" в этой ситуации тем, что реально лично предоставил "Юлмарту" заем и активно предлагал его конвертировать в уставный капитал. Мои действия были нацелены на развитие бизнеса. Но наш бывший партнер господин Васинкевич с юристами A1 переливание крови сделать не дали и начали блокировать все: на всех собраниях директоров они голосовали против любых возможностей финансировать компанию. Они злоупотребляют правом вето, прописанным в корпоративных документах. Это право давало возможность их двум директорам заблокировать любые решения и инициативы наших четырех директоров. В том числе и инициативы по выбору гендиректора и по обеспечению финансирования", – пояснил Костыгин.
О текущей фазе конфликта
Теперь будущее компании уже не зависит от урегулирования споров между партнерами: Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером с одной стороны, и Михаилом Васинкевичем – с другой.
"Сегодня судьба "Юлмарта" находится в руках кредиторов. Я, конечно, могу с кредиторами обсуждать отдельные моменты, но вряд ли мне удастся значительно на них повлиять".
Структуры ритейлера находятся под наблюдением и любые соглашения, а также возможность привлечения инвестиций, как утверждает Костыгин, заблокированы "Альфа-групп" отстаивающей интересы Васинкевича.
Прогнозы на будущее
Мировое соглашение может быть заключено в рамках делопроизводства о несостоятельности. Для этого руководство "Юлмарта" должно предоставить суду бизнес-план оздоровления компании. Есть вероятность, что придется ввести на 2-3 года моратории по выплате существующих долгов ритейлера, обеспечив эти кредиты недвижимостью, принадлежащей "Юлмарту". А пока – от первоначального штата "Юлмарта" осталось менее одной пятой.
"Возможность мировых соглашений видна, есть инвесторы — как реальные, так и потенциальные. Год назад был совладелец "СТС Медиа" Иван Таврин, именно мы с ним начали вести переговоры. Полгода назад опять же после наших инициатив активно интересовался основатель сети "Копейка" Александр Самонов. Были и другие претенденты, которые не звучали в прессе, но и они в итоге махнули рукой, поскольку на любой конструктив проектные менеджеры А1 хихикали как уличная шпана. Тем временем из 6,5 тысяч сотрудников в структурах "Юлмарта" осталось около 1,2 тысяч человек".
О состоянии дел в "Юлмарте"
На сегодняшний день, по подсчетам Костыгина, совокупный долг "Юлмарта" составляет 5 млрд рублей, включая 1 млрд рублей Сбербанку. У ритейлера все еще есть собственная логистическая инфраструктура и на нее, скорее всего, сделают ставку. "Без адекватной инфраструктуры быстрого и надежного исполнения заказа, а также его обмена или возврата в России ни одному крупному игроку не обойтись", – пояснил Костыгин.
Происходящее бизнесмен называет "проверкой на прочность", и уверен, что "Юлмарт" еще себя проявит. По его словам, сейчас компания действительно не растет, но и сильного падения нет: да, были закрыты некоторые убыточные ПВЗ и ушла часть сотрудников. Но, по итогам 2018 года ожидается выручка в 20 млрд рублей.
Костыгин считает, что компания может возродиться за полгода, после того, как акционерный конфликт будет решен. По его словам в "Юлмарт" не понадобится вливать большое количество новых средств. "У меня достаточно много там [в США] друзей и знакомых, которые, понимая детали, готовы предоставлять финансирование на тех или иных условиях", – заверил Костыгин.
Сам бизнесмен, скорее всего, останется только миноритарием.
"С кредиторами будет сложно договариваться. Я для них слишком одиозная фигура. У меня такое впечатление сложилось. Но если Стива Джобса изгоняли из Apple, то я точно переживу дистанцирование или даже уход из "Юлмарта".
Кто в таком случае займет пост гендиректора, Костыгин не назвал.