Рынок БТиЭ сократился в деньгах, но вырос в штуках
В первом квартале этого года российский рынок бытовой техники и электроники в денежном выражении сократился на 1% (по сравнению с январем-мартом 2016), подсчитали аналитики GfK Rus. При этом в штуках объем продаж вырос на 2%. Лучшим месяцем оказался март: отечественный ритейл в этом сегменте вернулся к росту: в рублях объем рынка вырос на 5%, в штуках – на 7%.
Продажи крупной бытовой техники и потребительской электроники год к году сократились на 4%, продажи в IT-сегменте (компьютерная техника, планшеты и оргтехника) снизились на 6%. Наибольший рост в рублях с января произошел в телеком-сегменте (мобильные телефоны и смартфоны) – 9%, наибольший спад показала фототехника (-26%).
Аутсайдер квартала – сегмент фототехники – становится все более специализированным. Спрос на устройства делается более профессиональным, востребованы товары из премиум и люкс сегментов (стоимостью от 65 тысяч рублей). С января по март 2017 года оборот рынка (без учета карт памяти) снизился на 41% в штуках год к году. Но при этом средний "ценник" увеличился на 23%.
В целом, российские покупатели любят технику и не готовы отказаться даже от новинок премиум-сегмента. Так, в 2016 году в GfK зарегистрировали скачок продаж дорогих флагманских моделей, и с нового года этот тренд распространился на средний и верхний средний ценовые сегменты, где также появились новые предложения.
В телекоме пользуются спросом водонепроницаемые устройства, поддерживающие 4G, имеющие защиту доступа по отпечаткам пальцев, многопиксельные камеры (>8MP) и другие инновационные функции. В видео-сегменте растут продажи экшен-камер и камер виртуальной реальности (с углом обзора 360). В компьютерной технике востребованы игровые модели экранов и ноутбуков, а также cloud books & VR.
Впервые с 2014 года Индекс потребительских настроений россиян достиг позитивной зоны, говорят в GfK. Так что, если не произойдет кардинальных изменений, рынок БТиЭ по итогам всего года может вырасти на 4% в рублях. "В текущих условиях восстановление рынка БТиЭ будет идти не только за счет потребительского оптимизма, но и за счет новых моделей и инноваций, которые способны значительно улучшить потребительский опыт", – считают аналитики.
Отчеты многоканальных ритейлеров по первому кварталу 2017 года коррелируют с данными GfK. Так, согласно недавнему исследованию "Евросети", российский рынок мобильной электроники в деньгах в первом квартал вырос год к году на 0,5%. В этой компании также отметили, что телеком действительно "задавил" фототехнику, поскольку нынешние смартфоны способны дать то же качество снимков, что и обычные компактные фотоаппараты.
С другой стороны, в последнем квартальном отчете "М.Видео" указывается, что продажи БТиЭ у ритейлера за январь-март 2017 года сократились на 3% в рублях, но в натуральном выражении показали рост на 5-15% в зависимости от категории товаров. Подробной сводки по сегментам в "М.Видео" не дают, а спад продаж объясняют укреплением курса рубля и общим застоем на рынке БТиЭ.