Рост онлайн-торговли замедляется
Объем рынка интернет-торговли в России по результатам трех кварталов 2017 года вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 798 млрд рублей. Как свидетельствуют данные исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и "Почты России", рынок продолжает расти, но уже медленнее, чем годом ранее. В январе-сентябре 2016 года рынок увеличился на 21%. По итогам 2017 года в АКИТ прогнозируют объем рынка более чем 1,1 трлн. рублей.
По-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. Объем этого сегмента в январе – сентябре 2017 года вырос на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 291 млрд рублей. Скорость роста трансграничного сегмента также снижается, годом ранее рост составлял 35%. Ассоциация прогнозирует, что по результатам 2017 года доля кроссбордера в обороте интернет-торговли в России составит 37%, а его объем – 410 млрд рублей.
За девять месяцев 2017 года количество входящих международных отправлений увеличилось на 43% до 214 млн штук (заказы на внутреннем рынке выросли только на 9%). В АКИТ ожидают, что в 2017 году поступит около 320 млн отправлений с товарными вложениями.
При этом доля "Почты России" в сфере доставки товаров, заказанных в Сети, растет. По данным АКИТ, если в 2014 году она составляла 39%, в 2015-м – 51%, в 2016-м – 62%, то за девять месяцев 2017 года доля ФГУПа выросла до 67%. Наибольшую популярность доставка "Почтой России" имеет в небольших городах с численностью населения до 500 тыс. человек, где доля почтового оператора составляет 79% по результатам 2016 года и составит 84% по результатам 2017 года.
Авторы исследования прогнозируют, что в 2017 году продолжился тренд более ускоренного роста регионов по сравнению с центральным Федеральным округом, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности населения.
С мобильных телефонов в России интернет-магазины посещают 47,5% пользователей. Это ниже, чем в среднем по миру, где доля мобильного трафика составляет 66,7%. В Великобритании, например, этот показатель 56,3%.
Самыми популярными товарными категориями, как на внутреннем рынке, так и на трансграничном, являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом, на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 26%, в то время как на трансграничном – 38%. Также популярными категориями являются товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары и другие.
Распределение покупок по странам происхождения не меняется. Больше всего товаров из-за рубежа россияне покупают в Китае. Доля отправлений из Поднебесной составляет 90%, из ЕС – 4%, из США – 2%. В денежном выражении на товары из Китая приходится 52%, ЕС – 23%, США – 12%. При этом более 64% покупок в зарубежных магазинах не превышают по сумме €22, более 96% не превышают €150. В АКИТ отметили, что если на внутреннем рынке доля одежды и обуви составляет 26%, то на зарубежном – 38%.
Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой по результатам трех кварталов 2017 года вырос на 11% и составил 156,5 млрд рублей. По прогнозам АКИТ, в 2017 году его объем составит около 230 млрд рублей. Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 18,8%, что является очень высоким показателем по международным меркам. Данный сегмент можно назвать в высокой степени развитым с точки зрения электронной коммерции. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки – 28%.
По данным опроса GfK, за последний год средний чек в интернет-магазине вырос до 6,41 тыс. рублей – почти на 1 тыс. рублей за год. Девять из десяти онлайн-покупателей за последний год совершали покупки в отечественных интернет-магазинах, около двух третей – в зарубежных, преимущественно в Китае.
Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей Интернетом. 84 млн наших соотечественников ежемесячно посещают сеть. Вместе с тем, уровень проникновения Интернета в России остается на уровне существенно более низком, чем в развитых странах – 70,4%. За прошедший год уровень его проникновения не вырос. Доля пользователей при помощи смартфонов выросла за год на 4,9% и составила 42,1% населения страны. Используют Интернет на планшетах 19% населения.