Российская ecommerce растет за счет инфляции и крупных игроков
Объем рынка электронной торговли в первом полугодии составил 305 млрд рублей, что на 28% выше, чем годом ранее, подсчитали в Data Insight. При подсчете не учитывались цифровой контент, билеты, бронирование туров и crossboarder trade.
Но такую динамику обусловил в первую очередь рост цен, а не увеличение покупательской активности. Изменение курса рубля и последовавший за этим скачок цен привели увеличению среднего чека в рублях на 19% (до 4200 рублей). С начала года число покупок увеличилось только на 8%. Во втором квартале наблюдался самый низкий прирост этого показателя — всего на 4%. Как полагают эксперты, это произошло потому, что "закончились" товары по старым ценам и, одновременно, угас энтузиазм потребителей вкладывать оставшиеся на руках накопления в товары длительного пользования.
Тяжелее всего приходится двум самым большим сегментам в ecommerce – "Бытовая техника и электроника" и "Одежда и обувь" – спрос в них сократился за полгода на 10%. Для сравнения, в прошлом году в категории "Бытовая техника и электроника" объем продаж в целом вырос на 41,6%.
В то время, как мелкие игроки идут ко дну, крупные мультиканальные компании наращивают свои продажи. При общем снижении посещаемости страниц, ритейлерам удалось повысить конверсию в 1,5-2 раза. Интернет-магазин Lamoda зафиксировал удвоение выручки: до 3,21 млрд рублей, а валовая рентабельность выросла на 9 пунктов до 42%.
В "БТиЭ" гиганты также растут быстрее среднего по рынку. Компания "М.Видео" нарастила 29,2% оборота за полгода. Почти вполовину (48%) улучшила свои продажи "Евросеть". Как полагает президент последней Виктор Луканин, его компании удается привлекать клиентов закрывшихся интернет-магазинов, потому что несмотря ни на что, дела в онлайне обстоят лучше, чем в традиционных торговых точках. Такую же точку зрения поддерживают в компаниях Enter и OZON.
Несмотря на снижение курса рубля относительно других основных валют, международная торговля пока не страдает, наращивая средний чек и объем заказов. По мнению сооснователя Data Insight Бориса Овчинникова, это больше связано с ростом популярности китайских площадок, на которые и за весь прошлый год пришлось около 80% всех ввозимых товаров..
Руководитель PR OZON Мария Назамутдинова считает, что crossborder trade в скором времени начнет заметно влиять на развитие интернет-бизнеса. По ее мнению, отсутствие пошлин на покупки за рубежом делает конкуренцию не очень честной и дает преимущество заграничным ритейлерам. Точно также считает и Луканин, предупреждая, что, как только курс рубля стабилизируется, интернет-магазины почувствуют отток клиентов на международные площадки.