подписка
Подписаться
28/02/2019

Ритейлеры пожаловались в ФАС на Visa и MasterCard

Ритейлеры пожаловались в ФАС на Visa и MasterCard

Сразу три ассоциации из сферы ритейла попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) возбудить дело против международных платежных систем Visa и МаsterCard из-за завышения комиссии за эквайринг. Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) розничной торговли (АКОРТ) и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) подали заявление в ФАС 25 февраля. По закону, служба должна рассмотреть его за три месяца.

Ритейлеры считают, что платежные системы пользуются своим доминирующим положением на рынке, когда устанавливают тарифы на эквайринг.

В частности, они недовольны размером межбанковской комиссии (интерчейнджем), который устанавливают платежные системы. Эту комиссию банк, обслуживающий торговую точку, – эквайер – платит банку, выпустившему карту. Ее размер зависит от типа торговой точки и категории карты. На интерчейндж  сейчас приходится в среднем 70% «торговой уступки» –  итоговой стоимости эквайринга, которую платит магазин.

Их не устраивает, что при оплате картами в разных торговых точках платежные системы устанавливают разный интерчейндж, и они считают это дискриминацией по отраслевому признаку. Сам размер интерчейнджа торговцы считают слишком высоким и не оправданным в условиях достаточно развитого рынка.

Кроме завышения интерчейнджа, ритейлеры заявили о  дискриминации по отраслевому признаку: для разных сетей и магазинов платежные системы устанавливают разную комиссию.

В среднем торговцы платят банкам-эквайерам за прием карт 1,5–2,5% от оборота, средний интерчейндж по рынку – 1,6–1,8%, говорилось в презентации одной из платежных систем.

Полностью эквайринг обходится, в зависимости от размера и типа бизнеса, в 1,5-3% от суммы платежа.  По данным "М.Видео", тарифы за эквайринг в 10 раз выше, чем за инкассацию наличных. Лучшие условия достаются крупным федеральным торговым сетям с большим оборотом. Им прием безнала обойдется в 1,5% , а малому и среднему бизнесу – 2-2,1%. Однако для интернет-эквайринга эта величина сразу возрастает до 2,5-3% и даже более. Ставка в 2% доступна только интернет-магазинам с миллиардными оборотами.

В MasterCard  сообщили,  что размер комиссии устанавливается исходя из цели придать платежным картам доступность, безопасность и интерес клиента. В Visa не прокоментировали ситуацию.

В декабре 2018 года ФАС уже получала жалобу от РАТЭК на нарушение российского антимонопольного законодательства со стороны Visa и MasterCard. Тогда представители РАТЭК снова заявили о доминирующем положении Visa и MasterCard, что запрещено законом о защите конкуренции. Позже ФАС заявила, что не собирается возбуждать дело против платежных систем.

В января сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба ждёт предложений от банков, платёжных систем, ассоциаций и регуляторов по вопросу снижения  комиссий за эквайринг.

Дискуссия о размере комиссий за прием карт для торговых точек разгорелась с новой силой после встречи вице-премьера Дмитрия Козака с ритейлерами в конце ноября прошлого года.

Дорогой эквайринг  и различие в ставках для разных сегментов торговли обсуждают уже не первый год. Больше всего высокие комиссии бьют по non-food-ритейлу и небольшим бизнесам. У крупных FMCG-сетей с большим оборотом – сильная позиция на переговорах, и они могут добиваться от платежных систем и банков "особых" комиссий за эквайринг. А вот небольшие бизнесы, и в первую очередь ecommerce, попадают в неравные условия, так как эквайринг обходится им дороже.

Между тем, в Европе и США Visa и MasterCard платят миллиардные штрафы за  за завышенные ставки комиссий. Еще 10 лет назад был подан коллективный иск от имени около 12 млн ритейлеров. Продавцы обвинили платежные системы и банки в завышении комиссий за расчеты банковскими картами. Спустя десятилетие суд принял решение в пользу ритейлеров. Visa, MasterCard и несколько банков, в том числе JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup, выплатят компенсацию на сумму $6,2 млрд.

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
Алекс К.
Менеджер, B2B-услуги (Маркетинг и продвижение, мини-компания)
15/03/2019
Если клиент не оплатил заказ? 11

Даниил, я не сама придумала, а провела аналогию в части того, что часто косяки сотрудников ведут к убыткам в компании. Вариантов не реагировать и не оплатить все таки товар у клиента больше, чем возможности выбить деньги у него компанией
Елена Совалова
 Елена Совалова
Руководитель, "4 цены"




больше, но проблему автора ведь не решает. Я думаю там покупка не мелочная и перекладывать всё на сотрудника не всегда правильно.
Еще
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
06/03/2019
Яндекс.Маркету погрозили за алкоголь
Росалкогольрегулирование выдало предостережение агрегатору, обвинив его в незаконной рекламе. А ФАС нарушений не нашла... Подробнее
Artemij S.
ген.директор, Торговля (Взаимоотношения с клиентами, небольшая компания)
28/02/2019
Клиент не оплатил заказ. Что делать? 11
Клиент сделал заказ через интернет-магазин,есть переписка по вотсапу,сотрудник неправильно оформил накладуню для сдек и поставил сумму к оплате 0. Клиент теперь отказывается оплатить заказ. Как по закону востребовать сумму за товар?
Еще
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы