Разбаловали покупателя? За счет каких факторов сейчас растут онлайн-продажи продуктов в России и что будет дальше
По данным агентства INFOLine, онлайн-продажи продуктов в 2021 году могут превысить прошлогодние в 2,5 раза: 380 млрд рублей против 155 млрд рублей годом ранее. В третьем квартале они уже почти утроились год к году: 90 млрд рублей против 35 млрд рублей. На сегодняшний день на онлайн-продажи продуктов питания (не считая ресторанов) приходится около 5% от розничного товарооборота в сегменте, и эта доля постоянно растет.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает, что в этом году в третьем квартале не отмечалось сезонного снижения онлайн-продаж (летом многие разъезжаются в отпуска). Не повлияла на рост и отмена ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Если во втором квартале нынешнего года оборот онлайн-торговли продуктами составил 80 млрд рублей, то в третьем квартале он достиг уже 90 млрд рублей. А введение новых ограничений в четвертом квартале спровоцирует еще больший рост рынка.
Основными драйверами роста стали выход игроков рынка в новые регионы и запуск новых сервисов, в том числе, экспресс-доставки. За последний год активно расширяли свою географию сервисы Х5, Ozon, AliExpress, "ВкусВилл" и другие.
Быстрая доставка изменила поведение покупателей: если в начале ограничений они закупались впрок, то теперь уже не заходят после работы в магазин у дома, чтобы купить молоко или хлеб, а предпочитают заказать его онлайн.
Федяков считает, что сервисы экспресс-доставки избаловали потребителей. Предлагая лояльные и зачастую убыточные для себя условия доставки, чтобы привлечь покупателей, сервисы фактически отучили людей ходить в магазины за продуктами.
Эксперт также указывает на то, что подобная ситуация характерна только для России – в других странах доставка, а тем более быстрая, достаточно дорога. Однако, выходя на рынки США и Европы, отечественные компании становятся пионерами подобных сервисов.
Гендиректор INFOLine прогнозирует, что темпы роста онлайн-рынка продуктов питания снизятся в следующем году, но, тем не менее, к 2025 году на интернет-продажи будет приходиться около 20% его общего объема. Драйверы роста останутся теми же.
А вот если правительство РФ наконец придет к консенсусу по вопросу дистанционной торговли алкогольными напитками, то объем рынка и средний чек резко вырастут.
Председатель Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров указывает на взрывной рост продаж продуктов на маркетплейсах. По его словам, уже сейчас объемы продаж продуктов в натуральном выражении превышают объемы продаж других товаров. Просто потому, что еду люди покупают каждый день, в отличие от компьютеров. Федоров прогнозирует, что следующим шагом станут продуктоматы в подъездах жилых домов.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.