Праздник к нам приходит
Продавцы начали подготовку к новогодним распродажам. На большие успехи рассчитывать не приходится – предновогоднего ажиотажа не ожидается. Как считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев, в этом году скидки в российских магазинах будут носить не только рекламный характер. "Уже сейчас начинаются переговоры торговых сетей с поставщиками по удержанию цен на товары первой необходимости от избыточного роста", – сказал Ломакин-Румянцев. В 2015 году многие россияне испытали на себе снижение покупательной способности рубля и перешли на т.н. "сберегательную" модель поведения (откладывание денег на черный день).
Ломакин-Румянцев называет нынешнюю модель поведения россиян, скорее, "экономной", нежели сберегательной. Он отмечает изменение структуры потребления и отказ от избыточности. Скорее всего, того ажиотажного покупательского спроса на фоне падения рубля, который был в конце 2014 года в сегменте БТиЭ, когда россияне пытались спасти свои деньги, закупая по нескольку телевизоров, уже не будет. Многие ритейлеры, говоря о декабре 2014 года, описывали его эпитетами "аномальный", "сумасшествие", "ажиотаж".
Многие прекрасно помнят, чем все обернулось в итоге – безуспешными попытками вернуть продавцам "запасные" телевизоры. Тогда покупатели попытались самостоятельно через Интернет продавать эти предметы чуть ли не за бесценок.
По результатам многих опросов, в качестве новогоднего подарка многие россияне хотели бы поучить новый гаджет или иное электронное устройство. "Конец года традиционно является высоким сезоном для рынка электронной и бытовой техники", – подтверждает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Однако рынок БТиЭ не растет – либо у россиян уже закончились свободные средства, либо люди не готовы вкладывать свои накопления в бытовую технику. По данным Гуськова, по итогам первого полугодия рынок техники просел в среднем на 30 процентов.
В РАТЭК ожидают увеличение спроса в ноябре-декабре, но не предсказывают его размеры. Как отметил Гуськов, подорожала вся электроника и бытовая техника. По данным Росстата, смартфоны к осени 2015 года подорожали в среднем на 1000 рублей (8205 рублей в сентябре 2014 года против 9216 рублей в сентябре 2015 года), а микроволновые печи – почти на полторы тысячи (4401 рубль против 5899 рублей за тот же период). Гуськов назвал смартфоны и аксессуары к ним наиболее вероятной категорией товаров, на которые продавцы установят предновогодние скидки в расчете на повышенный спрос в конце года. По его словам, их размеры будут зависеть от конкуренции между конкретными торговыми сетями, но сверхвысокими не будут.
Эксперты также предсказывают снижение спроса на детские игрушки, но значительным оно не станет. По мнению президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонины Цицулиной, нынешний предновогодний сезон будет отличаться от прошедшего гораздо большей рачительностью в покупках. Средняя сумма, которую родители оставляют в детских магазинах в течение всего года, – 1000 рублей. По прогнозу АИДТ, в предновогодний сезон в качестве детских подарков хорошо будут продаваться конструкторы, куклы и домики для них, а также высокотехнологичные игрушки и наборы для творчества.
"При этом сумасшедших скидок в детских магазинах не будет, – отмечает Цицулина. – Розница в последнее время пошла на уменьшение маржинальности из-за роста курсов доллара и евро, поэтому большому потенциалу для уменьшения цен взяться просто неоткуда".
По прогнозу FCG, к концу 2015 года падение рынка одежды дойдет в среднем до 20 процентов. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила усилия ритейла по работе над привлекательностью цен. При этом нестабильнее всего ситуация будет в среднем ценовом сегменте, который просядет на 35-45%. У продавцов одежды бюджетного сектора перспективы получше – падение рынка недорогих вещей оценивается только в 6-10%. По мнению Лебсак-Клейманс, ситуация улучшится только с ростом реальных доходов населения. По прогнозу главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача, он может начаться не раньше 2017 года.
Сезон скидок стартует в этом году аж 11 ноября – это пока еще малоизвестный в России "День всемирного шопинга" или, как его называют в Китае, "День холостяка". Потом наступит "Черная пятница" – 26 ноября. Эта уже ставшая широко известной акция в этом году пройдет в России уже в третий раз. А дальше – уже предновогодние и предрождественские распродажи.
В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ?
В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, их не индексирует и в выдачу товары не выдает. Свернуть