Жизнь под давлением рубля: что чувствуют интернет-магазины?
Резкое падение курса рубля вызвало парадоксальный всплеск продаж: цены растут пропорционально с очередями в магазинах. Население не верит, что текущие негативные изменения в экономике пройдут быстро и, переживая уже четвертый финасовый кризис, люди стремятся избавиться от подешевевшей наличности. С прилавков сметают все, отдавая предпочтение товарам длительного потребления.
Oborot.ru решил узнать у участников рынка e-commerce, как они переживают эту неделю, чего ждут до конца года, а также какие планы у ритейлеров на следующий год, готовы ли они к новой финансовой реальности.
Бытовая техника и электроника
Магазины, торгующие бытовой техникой и электроникой, сейчас на пике популярности. Число заказов растет с каждым часом. "На вторник мы получили прирост в 30% от недельного оборота. Сегодня (17 декабря) – еще больше", – рассказывает Дмитрий Иванов, пресс-секретарь интернет-магазина Е96.ru. И это несмотря на фактическую остановку торговли с корпоративными клиентами из-за большой паузы между отправкой товара и получением денег за него – за то время пока деньги идут из банка в банк, цена успевает существенно измениться. Основная же масса покупателей – частные клиенты, стремящиеся избавиться от рубля, компенсируют все недополученное в корпоративном секторе.
Покупатели и ритейлеры не сомневаются в том, что цены будут только увеличиваться. "Уже на этой/начало следующей недели можно ожидать рост по некоторым товарным категориям на 15% и нет никаких предпосылок для того, чтобы цены упали в первом квартале 2015 года", – делится инсайдерской информацией Дмитрий Иванов, ссылаясь на официальные уведомления от вендоров.
При любом развитии ситуации, в планах E96 увеличение оборота за счет расширения ассортимента и смещение акцента на бюджетные предложения: "Нам это не кажется чем-то невыполнимым. После этих встрясок мы уже готовы к главной битве в 2015 году. Наверное, это будет решающий для многих год".
"В текущей ситуации самое страшное не изменение цены, а слишком резкие колебания курса, потому что к ним всегда нужно адаптироваться", – говорит Леонид Довладбегян, директор интернет-магазина "220 Вольт", считая кризис для всех игроков мощной проверкой на прочность.
Он согласен, что стоимость товаров вырастет, но изначально ориентироваться на курс не обязательно: часть амортизации роста цены возьмут на себя дистрибьютеры, а это замедлит процесс. Но в долгосрочной перспективе итоговый рост будет более, чем пропорционален курсу, поскольку помимо возросшей курсу себестоимости, торговцы будут увеличением наценки компенсировать спад объема продаж. "Потому что на той же марже при сокращении объемов жить невозможно", – аргументирует Довладбегян.
Сооснователь онлайн-супермаркета Wikimart.ru Максим Фалдин подтверждает существенный рост продаж. Средний чек в магазине вырос на 30–40%. Однако он обещает не отказываться от интересных акций в своем магазине: "Уже в январе пройдет Киберпонедельник, который я инициировал 2 года назад и который так активно поддержан участниками рынка". Вместе с тем он подчеркивает, что цены в Интернете привлекательнее офлайна и покупатели все равно будут, но при этом поддерживает общую точку зрения о том, что начало 2015 года ознаменуется спадом потребительской активности.
Как и его коллеги, Фалдин упоминает, что есть большая часть товаров из-за рубежа, не имеющая отечественного замещения и цены на них будут диктоваться курсами валют. Однако, отмечает и положительный момент: например, даже на такую продукцию не должна значительно измениться стоимость доставки поскольку логистическая составляющая – рублевая и не вырастет вместе с долларом.
Товарный агрегатор Price.ru также констатирует небывалый рост обращений пользователей за товарами. Основной спрос приходится на категорию мобильных телефонов, за ней следует бытовая техника, как крупная, так и мелкая. Следующий по популярности запрос приходится на телевизоры, далее идут планшеты и ноутбуки.
Например, средний показатель цены на стиральную машину модели Bosch WLM 2445 S вырос за 5 дней с 22 900 рублей до 31 800 рублей. Средний показатель цены на холодильник модели Samsung RL 57 TTE2A выросла с 51 500 рублей до 69 000 рублей, а пылесос Philips FC 9174 за неделю с 10 300 рублей подорожал до 12 500 рублей. Существенно не изменились на данный момент цены на видеокамеры.
Представитель компании "Связной" сообщил, что рост цен за осень составил 15-20%. При этом есть исключения. В то время как, начиная с ноября, практически все бюджетные гаджеты, как и ведущие бренды дорожали, некоторые компании, в частности Sumsung, сделали маркетинговый ход – снизили стоимость на ряд своих флагманских моделей. "Такой шаг позволил увеличить спрос на продукцию Samsung в интернет-магазине компании и розничной сети "Связного" (акционные модели) примерно на треть".
В целом рынки смартфонов и планшетов в следующем году замедлят динамику развития. В лидерах продаж в денежном обороте останутся известные мировые производители, но усилиться роль бюджетных брендов на рынке (российских, китайских, индийских), доля которых будет расти как в штуках, так и в рублях.
Будут пользоваться популярностью мультиканальные продажи. "Сейчас клиенту удобно покупать гаджеты в разных каналах и он покупает больше у того ритейлера, который дает ему такую возможность", добавляет собеседник Oborot.ru.
Мебель
В целом, падение курса рубля – желанный расклад для отечественных производителей. Например, представитель крупного мебельного онлайн-магазина в беседе с Oborot.ru рассказал, что вполне доволен происходящим из-за возросшей конкурентноспособности своего предприятия: "Наша продукция производится в России, и пусть многие ритейлеры уже объявили о повышении цен на 15-20% для импортных товаров – их клиенты теперь придут к нам".
"В этом декабре мы чувствуем небывалый спрос. Мебель – долгосрочная инвестиция и люди сейчас охотно готовы вложиться в обстановку", – откровенничает наш источник и признает незначительное предновогоднее повышение цен для компенсации такого ажиотажа, констатируя, что большинство покупателей просто не заметили этого на общем фоне. "Такое невозможно было спрогнозировать. Call-центры разрываются, ставим дополнительные смены. Число ежедневных заказов сравнимо с BlackFriday", – разводит руками интервьюер и сетует, что часть заказов покупатели смогут получить уже только после праздников, хоть и по цене, по которой покупают сегодня на сайте.
В изменившихся условиях магазин планирует завоевать значительную долю рынка и получил возможность усилить экспортное направление компании, ведь теперь можно предоставить очень хорошую цену и для европейского потребителя.
Одежда, обувь и украшения
Константин Черников, руководитель интернет-магазина Shoes.ru отмечает повышение цены на европейский товар, "который сам по себе дороже и привязан к курсу евро", но в целом реагирует спокойно и уверенно, ведь это не первый кризис, который приходится переживать ритейлеру. Да и некоторый запас прочности у магазина есть: торговля обувью имеет привязку к сезонам, а посленовогоднее затишье и в условиях полной стабильности продлилось бы до апреля.
С точки зрения Черникова, простая антикризисная мера: корректировать цену в соответствии с курсом рубля и не устраивать никаких распродаж или акций.
Директор по развитию магазина "Бусики Колечки" Денис Матаков не склонен относится к предстоящему кризису позитивно, как ко "времени возможностей". "Новый год подарит нам 140 миллионов клиентов, спустивших все свои накопления на товары долгосрочного пользования и продукты, а также на доллары", – объяснил он Oborot.ru. Население страны уже сыграло против рубля, и денег у них на это больше не будет. Соответственно, от компании сейчас требуется в первую очередь быть эффективной вне зависимости от волатильности курса рубля. "Будет ли доллар дорожать – я не знаю, но если будет – нас ждет инфляция. Придется пропорционально повышать цены или искать замещение импорта, что в нашем бижутерном бизнесе непросто", – поделился он.
И хотя большую часть оборотных средств “Бусики Колечки” успели перевести в доллары еще в апреле, все равно приходится резать расходы и приостанавливать закупки. Ведь даже если камни добыли в России, закупать после обработки их приходится в Китае и Индии. По словам Дениса, сейчас стратегия компании – продержаться в режиме строгой экономии полгода-год, на случай если, рубль не укрепится.
Директор по маркетингу Pudra.ru Виталий Шахматов рассказывает, что компания старается максимально убирать все скидки на товары. Однако при этом он признает, что нынешний кризис пока не сильно отразился на торговле косметикой: "Идет очень бурный рост, продажи выше, чем мы закладывали". Но и не питает иллюзий на счет грядущего года, соглашаясь с тем, что ослабление рубля скажется на ценах, ведь весь товар импортируется, а значит зависим от курса доллара. "Конечно же, в январе будет тяжело. И мы уже предприняли ряд антикризисных мер", – комментирует он, одновременно обещая, быть внимательным к своим покупателям и корректировать ассортимент в соответствии с изменениями спроса.
Спорттовары
Директор по развитию многоканальных продаж СК Кант Василий Федосеев разделяет общие настроения и ожидания, и не питает иллюзий на счет нынешних хороших продаж: "Даже если мы удержим рублевые цены, то спрос ограничится все равно – люди уже начинают беречь деньги".
По его словам, компания готова к введению новых стратегий в соответствии с изменением покупательской способности: "Мы и ранее постоянно мониторили рынок, анализировали эффективность расходов, и сейчас намерены продолжать это делать", – утверждает Федосеев.
Подарки и сувениры
А в "Магазине интересных подарков" цены уже выросли на 20%. Директор этого онлайн-магазина Степан Чельцов думает, что при дальнейшем давлении на рубль, изменится отпускная цена производителя. "Я повышу цены и получу редкие покупки от покупателей. Соответственно, мой оборот сократится, буду снижать издержки", – прогнозирует он.
"В подарках средний чек 1500-2000 рублей. Люди всегда покупают что-то маленькое и незначительно или что-то серьезное и большое. На первом все в порядке, а второе и так редко покупают. Так что не могу сказать, что пострадает ниша. Тут скорее произойдет переоценка ценности того или иного предмета в глазах покупателей. Это болезненный процесс, потому многие ценовые сегменты просядут автоматически, так как новые цены начнут их выталкиать в несвойственные им ценностные группы", – добавляет Чельцов.
"Учитывая, что мы продаем импортные товары, то сильно зависимы от курса на доллар, – говорит Алексей Ручкин директор по развитию магазина “Мир Магнитов”. – 23 декабря, во время резкого скачка курса, мы полностью закрыли оптовые отгрузки. Отгружали только ранее оплаченный товар, без изменения цены. 23 и 24 декабря розничные цены не менялись. Первое обновление цен мы произвели 25-ого. Тогда же вновь запустили и оптовые отгрузки".
Фактическое изменение цен, в итоге, составило около 20%. На спросе не сказалось, уверяет Ручкин. "Для нас декабрь, как и у всех, всегда был месяцем постановки новых рекордов. Декабрь 2014 запомнится новыми рекордами, как в денежном, так и в штучном выражении", – добавляет он. В 2015 году компания ждет роста.
E-Travel
Потребительский бум коснулся и путешествий. Сайт Biletix, торгующий авиабилетами, продал на 91% больше билетов с 16 по 18 декабря этого года, чем за тот же период год назад. Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix, констатировал рост продаж билетов почти вдвое в сравнении с тем же периодом в декабре прошлого года.
"Средняя стоимость проданных авиабилетов в системе Biletix в 3 неделю декабря 2014 года составила 9 985 рублей, что на 11,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года, когда средний чек составлял 8 901 рубль. В ноябре 2014 года средний чек составил 9 442 рублей, таким образом, за месяц средняя цена авиабилетов выросла на 5,7%", – сообщает Сизинцев. В целом, в годовом измерении рост коррелирует с общим инфляционным ростом без какихлибо аномальных колебаний. Также на средний чек не повлияла паника на финансовом рынке. "Мы не поддаемся панике и призываем к этому остальных", – добавляет Сизинцев.
Какие-либо прогнозы на будущий год озвучивать не стал, упомянув обстоятельства, от которых они будут зависеть – курс валют и ценообразовательная политика авиакомпаний: "Исходя из заполняемости рейсов, перевозчики, либо сохранят цены на существующем уровне, либо объявят о стимулирующих акциях для повышения спроса".
Подробную информацию о том, как обстоят дела на туристическом рынке, а также о том, что планируется в следующем году, читайте в нашем материале "E-travel 2014: то, что нас не убьет, сделает нас сильнее?"
Что год грядущий нам готовит?
По оценкам Марии Шишкиной, аналитика ИК РУСС-ИНВЕСТ, нас ждет повышение стоимости на 20-25%, в первую очередь, импортных потребительских товаров – электроники и модной одежды. А затем, вслед за инфляцией, вырастут цены и на классические услуги (например, доставка пиццы).
Аналитик уверена, что фундаментально российский рубль крайне недооценен, но далеко не факт, что нам следует надеяться на его укрепление после Нового года: "Что будет дальше с курсом рубля сейчас в принципе не знает никто", – признается она.
Евгений Иванов, руководитель портала товаров и услуг Tiu.ru, опираясь на предварительные данные за 2014 год по своему порталу, констатирует рост цен за этот период на 10-15%, учитывая в статистике не только интернет-магазины, торгующие импортной продукцией, но и реализуемые на портале отечественные товары и услуги. "Я полагаю, что в 2015 году цены поднимутся еще на 15-20% (в зависимости от категорий), причем, основной рост придется на первое полугодие следующего года".
Итак, ритейлеры оказались более-менее подготовлены, пребывают в боевом настроении и сходятся во мнении, что цены вырастут, но с этим можно будет жить. Оптимизм отдельных игроков понятен. История знает множество примеров того, что девальвация и даже дефолт служили мощным толчком для экономики. Можно рассчитывать, что нынешний кризис поможет отечественным производителям, особенно тем, которые не так зависимы от импорта: мебель, обувь, одежда, стройматериалы, лакокрасочная продукция, минеральные удобрения.
Само собой поставщики цены явно подкрутят после январских праздников, хотя сейчас многие уже это сделали, причем товар у них может быть еще закуплен по старым ценам.
Мои бывшие поставщики псевдобрендов для рынка РФ из Китая. Цены успели переписать уже минимум по три раза. Жадность, все дела, но неужели настолько мозг жиром заплыл - кто их китайское фуфло будет покупать по таким ценам ? Свернуть