От "Утконоса" остался только нос
Интернет-гипермаркет "Утконос" провел ребрендинг. Он изменил свой логотип и корпоративный стиль. Фирменные цвета, шрифт и новый логотип разработали в Студии Артемия Лебедева. В первую очередь, компания обновит стиль на сайте, в приложении и в рекламе. Дальше новый логотип "переедет" на автомобили, упаковку и другие визуальные точки контакта с покупателями.
Цель ребрендинга – подчеркнуть "современность" компании и привлечь более молодую аудиторию.
Сейчас основная аудитория ритейлера – женщины 35-55 лет, пояснил "Ведомостям" гендиректор компании Михаил Бахтин. "Мы хотим привлекать клиентов с 25 лет. Они же воспринимают старый логотип магазина как консервативный и архаичный", – пояснил он. Компания, по его словам, хочет позиционировать себя как магазин, которому можно доверять, который гарантирует свежесть и качество продукции и который подстраивается под клиента.
"Уверен, что новый бренд сможет передать, что мы современная, технологичная компания, которая заботится о своих покупателях", -добавил директор по работе с покупателями интернет-гипермаркета "Утконос" Михаил Морозов.
Изменения коснулись не только логотипа. "Утконос" пересматривает свою бизнес-стратегию, меняет логистические процессы, делает акцент на мобильный онлайн-канал. Первым начал меняться ассортимент: в нем появились модные среди молодежи готовые наборы для готовки Elementaree, здоровые продукты без сахара, глютена и лактозы. "В ближайшее время мы планируем запустить линейку собственной торговой марки, запустить пекарню и расширить ассортимент кулинарии", — рассказал Бахтин.
По словам гендиректора компании, желтый клюв утконоса на новом логотипе понравился фокус-группам. Сам персонаж целиком сохранится но вне логотипа, как вспомогательный. Инвестиции в ребрендинг, по словам Бахтина, составили не более 10 млн руб.
Клюв действительно отвечает последним тенденциям "упрощения" пиктограмм и брендовых стилей. От тяжеловесных картинок пытаются избавиться многие фирмы, особенно "старички" рынка, чьи первые лого были разработаны более десяти лет назад. В российской ecommerce один из самых ярких примеров – компания "Юлмарт", "облегчившая" свой логотип пару лет назад.
По оценке гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, "Утконос" сейчас стремительно теряет долю рынка. В 2018 году выручка снизится более чем на 20%, приводят "Ведомости" оценку эксперта.
В следующем году позиции компании могут еще сильнее пошатнуться. Ведь на рынок e-grocery выходит "Ашан", активно развивается интернет-магазин "Перекрестка", разворачиваются сервисы доставки продуктов из супермаркетов – Instamart, iGooods, Golamag. Зачастую они опережают "Утконос" по ценам, качеству сервиса, скорости доставки и при этом работают с гипермаркетами, то есть тем сегментом покупателей, к которым и относятся клиенты "Утконоса", — замечает Бурмистров.
Ограничение "Утконоса" — в доставке на следующий день или через день, считает управляющий сервисом iGooods Григорий Кунис: "Именно это является существенным препятствием в заказах продуктов на дом. Люди, тем более молодые, не готовы ждать продукты больше 4 часов – тогда им проще сходить в магазин".
Средний чек "Утконоса", по его данным, за январь – октябрь 2018 г. – 5622 руб. У iGooods за октябрь – 3320 руб., сообщил "Ведомостям" Кунис.
Ребрендинга для привлечения новой аудитории будет недостаточно, заключает Бурмистров. Молодая аудитория, на которую рассчитывает "Утконос", предпочитает сервисы доставки из гипермаркетов, а для непродовольственных покупок использует более технологичные площадки.
Плюс ко всему, уже в следующем году на этот рынок обещает выйти "Яндекс.Маркет", и его появление там повлияет весь сегмент e-grocery.
Для привлечения новых покупателей и сохранения доли рынка нужны, помимо инвестиций в инфраструктуру и сервис, траты на рекламу и продвижение в сети интернет, указывает Бурмистров, а их, по его мнению, "Утконос", в отличие от "Ашана" и "Перекрестка", нести не готов.