Online-travel по-русски
Продажи цифровых товаров в российском Интернете растут существенно быстрее продаж материальных товаров, отмечает в своём исследовании "Электронная торговля 2014″ аналитическое агентство Data Insight. В 2013 году из общего оборота рынка в 520 млрд рублей цифровые товары составляли 170 млрд, что на 36% больше показателей предыдущего года. Прирост продаж материальных товаров в то же время составил всего 25%. Основной объем проданных цифровых товаров составляют билеты на поезд и самолет. Именно они являются "локомотивом рынка", считают авторы отчета – Федор Вирин и Борис Овчинников.
Мы попросили участников рынка и аналитиков оценить мощность этого локомотива. Что ждет рынок цифровых товаров в ближайшие годы, каковы его перспективы и в чем специфика его развития именно в России? В целом, ответы экспертов совпадают с выводами Data Insight.
"Последние пару лет мы наблюдаем активное развитие билетных и туристических сервисов, и люди потихоньку начинают осваивать интернет-инструменты, улучшают потребительскую культуру", – рассказывает CEO брендингового агентства "Снег" Евгений Тупикин. Плюсы цифровых товаров в том, что тут покупателю не надо ничего щупать, смотреть, примерять, добавляет исполнительный директор агентства цифровых коммуникаций Lead Zeppelin Дмитрий Сизов. Поэтому и страха ошибиться меньше, это понятный товар, тот важна лишь хорошая цена и удобство онлайн-покупки.
Доля онлайн-travel в России постоянно растет, подтверждает CEO билетного сайта Biletix.ru Александр Сизинцев. Ежегодно все больше россиян бронируют авиа и железнодорожные билеты онлайн. При этом, по данным Biletix.ru, в продажах онлайн-трэвел агентств преобладают авиабилеты – они занимают более 90% от продаж. Такая же ситуация и у других крупных OTA (Online Travel Agency).
"По нашим оценкам, – добавляет исполнительный директор компании OneTwoTrip Виктор Сизов, – доля онлайн в 2013 году в общем обороте на рынке travel составляла менее 18%. В 2013 году пользователей сети Интернет стало больше на 9%, при этом грамотность их становится выше с каждым годом". Таким образом рост онлайн-travel рынка сохраняется на уровне около 30% в год. Для сравнения, в США доля рынка travel онлайн составляет 59%. Собственно, такой высокий рост продаж цифровых товаров и билетов в Интернете как раз и связан с "эффектом низкой базы", подтверждает инвестиционный менеджер Fastlane Ventures Андрей Куликов. Рынку ещё есть куда расти.
Директор по развитию онлайн-агентства путешествий "Go2See" Вячеслав Фёдоров отмечает, что разные аналитики представляют данные, которые не всегда соотносятся друг с другом. Если по данным Data Insight, рынок всех цифровых товаров в 2013 году составил примерно $5,6 млрд, то по оценке компании Phocuswright.com, указывает Фёдоров, только российский туристический онлайн-рынок оценён в $5 млрд.
Проведя простые расчеты, можно понять, что остальная доля рынка цифровых товаров составляет примерно $0,6 млрд. Если же, за основу взять данные, озвученные главой Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергеем Плуготаренко, а это $1,3 млрд. (41,9 млрд рублей), то можно увидеть, что отличие составляет почти $0,7 млрд. "Мы не раз пытались собрать точные статистические данные среди банков эквайеров, IPSP и агрегаторов платежных систем, но к сожалению, рынок на данный момент не готов предоставлять точную информацию, при том, что трудозатраты на сбор данных, велики", – добавляет Фёдоров.
Наиболее точным источником информации, по его мнению, на данный момент являются держатели счетов: международные платежные системы Visa, MasterCard, операторы связи, предоставляющие инструмент мобильной коммерции Мегафон, МТС, Билайн, Теле2, интернет-платежные системы "Яндекс.Деньги", QIWI, WebMoney, и так далее.
Борис Овчинников, один из авторов исследования Data Insight, подтвердил Oborot.ru, что в сегмент "цифровых товаров" действительно было включено немногое: только ПО, цифровой контент, железнодорожные и авиабилеты. "Обычно же когда оценивают рынок онлайн-трэвел по отдельности, в него включают еще онлайн-бронирование гостиниц, продажу туров и аренду автомобилей, у нас эти услуги остались за пределами исследования", – добавил Овчинников.
При всех существенных успехах 2013 года, на данный момент можно сказать, что рост рынка билетов замедляется, считает Сизинцев. "Если в 2012 году темпы роста измерялись сотнями процентов, то в 2013 году речь уже идет о десятках процентов", – рассказывает он. "Сейчас у рынка онлайн-продаж авиа и ЖД-билетов существует ряд угроз, из-за которых мы прогнозируем, что 2014 год будет для нашей отрасли непростым. Возможно укрупнение и уход с рынка ряда игроков. Также мы прогнозируем, что в этом году трэвел-стартапам будет сложнее привлечь инвестиции", – добавляет Сизинцев.
http://www.shopolog.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-rossii-v-2013-godu