Онлайн-продажи продуктов будут расти на 26-27% в год. Возможно
Онлайн-продажи продуктов питания в России будут прирастать каждый год на 26-27 %, а сам этот сегмент станет драйвером ecommerce. Такой прогноз сделали аналитики инвестиционной компании "Фридом Финанс". В целом, по их оценке, рынок электронной коммерции в России к 2023 году увеличит оборот примерно в 2,5 раза, до 3,5 триллиона рублей.
Эксперты увидели предпосылки к росту онлайн-продаж продуктов в том, что на этот рынок заходят крупные ритейлеры и пытаются решить его главную проблему. Основное препятствие для развития фудтех-сегмента – высокая стоимость доставки и ее низкая скорость. Ритейлеры пытаются оптимизировать логистические процессы. Однако доля FMCG, куда входят продукты питания, составляет около 3% в общем объеме ecommerce. И это несмотря на то, что россияне, по разным источникам, тратят от 40% до 50% доходов на еду.
Аналитики Nielsen в целом согласны с прогнозами взрывного роста. Они считают, что к 2030 году доля онлайна в общем объеме продаж FMCG в целом по миру достигнет 11%. В 2016 году интернет давал лишь 0,4% оборота товаров повседневного спроса. Ожидания по 2018 году – 1,3%. Несколько лет назад онлайн-продажи FMCG росли, в среднем, на треть год к году. Но в 2018 году, по прогнозам Nielsen, они удвоятся в сравнении с уровнем прошлого года.
Но конкретно в России эксперты GfK в этом году зафиксировали сокращение FMCG-рынка в целом. В первом полугодии он уменьшился на 1,8% в в рублях. С сентября 2017 по сентябрь 2018 падение составило 3,2%. Отечественные потребители стараются меньше тратить на FMCG-товары, отдавая приоритет товарам длительного спроса, констатируют эксперты.
Некоторые эксперты считают, что онлайн-продажи продуктов питания быстро начнут расти, когда правительство наконец легализует продажу алкоголя в Сети. Это увеличило бы средний чек, а значит, стоимость доставки уже не была бы настолько важна. Однако это событие в очередной раз откладывается. Как заявил министр торговли Денис Мантуров, правительство не успевает завершить работу с законодательными документами, а значит старт даже очень ограниченных онлайн-продаж спиртного придется перенести с 1 января 2019 на более позднее время.