Lamoda замедлилась из-за перехода к маркетплейсу
1Рост выручки Lamoda в 2018 году замедлился, а валюте и вовсе оказался отрицательным. Ритейлер объясняет это переходом к бизнес-модели маркетплейса и указывает на рост валовой прибыли, сообщает "Коммерсант".
Общая выручка Lamoda, работающей в России, Беларуси и Казахстане, за 2018 год составила 376,4 млн евро. В 2017 году она был равна 395,1 млн евро. В валютном выражении падение составило 4,7%, в рублях выручка выросла на 6,7%, говорится в отчете материнской компании ритейлера Global Fashion Group. Это очевидное замедление даже на фоне предыдущих показателей самого ритейлера. Например, в 2017 году он нарастил выручку на 18.6% в рублях, на 29,5% – в евро.
В Lamoda объясняют падение выручки переходом к бизнес-модели маркетплейса. В прошлом году на продажи партнеров через маркетплейс Lamoda пришлось уже 13,1% оборота, тогда как в 2017 – только 2,7%. Маркетплейсная модель является более маржинальной, что подтверждает и рост валовой прибыли ритейлера – плюс 38,7% в рублях.
Данные по операционной прибыли за прошлый год Lamoda пока не раскрывала. За 2017 год чистый убыток российского юридического лица компании составил 2,43 млрд руб.
Показатели роста выглядят скромно даже на фоне средних темпов роста российской ecommerce. Не говоря уже о том, что крупные компании растут быстрее рынка. Wildberries и Ozon за прошлый год увеличили свою выручку на 70-80%, сделав ставку на расширение ассортимента. Lamoda же как работала в сегменте одежды и обуви, так и продолжает в нем работать. Эксперты отмечают, что нишевым магазинам, даже большим, будет все сложнее конкурировать с онлайн-гипермаркетами и маркетплейсами, в том числе и китайскими.
В 2018 году сразу несколько крупных компаний активно вкладывались в экспансию на российском онлайн-рынке, объясняет управляющий партнер Data Insight Федор Вирин: "Lamoda, оставаясь нишевым магазином одежды и обуви, в этой гонке не участвовала, поэтому и темпы роста у нее существенно ниже, чем у игроков, вкладывающих десятки или сотни миллионов в расширение".
Эксперт не исключает, что в итоге Lamoda может перейти под контроль более крупного игрока.
"Если в этом году Lamoda запустит распределительный центр и усилит логистику, а в следующем выйдет на операционную безубыточность, то сможет закрепиться в своей нише. В противном случае у них могут просто кончиться финансовые ресурсы, докапитализировать их будет тяжело",— гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
С ним не вполне согласен руководитель кластера ecommerce в РАЭК Иван Кургузов. Он отметил, что в сегменте fashion сейчас идет наносящее вред всему рынку жесткое соревнование в клиентоориентированности, которое создаёт убытки и требует безостановочной подпитки инвестициями. "На жёстко конкурентном рынке для того, чтобы просто оставаться на месте, надо очень быстро бежать. И для гигантов это особенно характерно. Поэтому просто возможно, что в какой-то момент Lamoda стала бежать чуть медленнее, чем конкуренты", – пояснил он.