подписка
Подписаться
16/12/2021

Курьеры и таксисты в Европе требуют, чтобы высокотехнологичные компании раскрыли принцип работы своих алгоритмов

Курьеры и таксисты в Европе требуют, чтобы высокотехнологичные компании раскрыли принцип работы своих алгоритмов

Сотрудники европейских технологических компаний, по большей части курьеры, работники складов и таксисты, составили петицию, требуя сделать прозрачными принципы работы алгоритмов. Они возмущены тем, что работодатели часто ссылаются на некие алгоритмы, принимая важные решения. Уволенные или оштрафованные со ссылкой на ИИ работники не могут ни оспорить эти решения, ни получить компенсацию. В России компании также нередко прячутся за алгоритмы.

Как пишут активисты в петиции, все чаще работодатели во многих секторах передают свои управленческие обязанности на аутсорсинг сложным и непрозрачным технологиям. Все больше и больше условий труда определяется уведомлениями, звуковыми сигналами, таймерами и графиками производительности. При этом нередко алгоритм принимает важные для работника решения: его штрафуют или вообще увольняют.

В петиции отмечается, что работодатели могут прятаться за решениями, которые принимают эти непрозрачные системы. "Система отметила вас, так что вы, должно быть, сделали что-то не так"; "Я не знаю, как алгоритм решил это, но алгоритм знает лучше", – приводят в пример рабочие ответы своих работодателей. "Это определяет алгоритм, основываясь на анализе множества показателей", – такой расплывчатый ответ можно получить и в России.

Financial Times приводит примеры того, как алгоритмы начинают принимать управленческие решения.

Uber управляет десятками тысяч водителей с помощью ИИ. Они занимаются всем: от распознавания лица для проверки личности до выявления мошенничества среди водителей. На основании действия алгоритмов работника запросто могут уволить.

Сервис доставки еды Deliveroo в своей политике конфиденциальности открыто заявляет, что ручные проверки "просто невозможны в те сроки и при тех объемах доставки, которыми мы занимаемся". То есть контролем качества, от которого также зависит оценка труда сотрудника, занимаются исключительно алгоритмы.

Авторы петиции адресуют ее конкретным компаниям: Uber, Deliveroo, Bolt, Amazon Flex, Just Eat, Free Now и Ola. Однако они оговаривают, что речь идет о многих высокотехнологичных компаниях, которые внедряют машинные алгоритмы в систему взаимоотношений с сотрудниками.

"Чтобы работники сохраняли свое достоинство и независимость, работодатели всегда должны нести полную ответственность за решения, которые они принимают в отношении своих работников", – пишут авторы петиции.

А ведь алгоритмы не только непрозрачны – они просто могут ошибаться.

Financial Times рассказывает историю лондонского водителя с отличным рейтингом, который в июле прошлого года получил от Uber предупреждение, что замечен в мошеннических действиях. Две недели спустя водитель получил второе. В результате третьего аккаунт подлежит блокировке.

После безуспешных попыток получить объяснения от компании, водитель обратился в профсоюз Workers Info Exchange. В итоге Uber не только принес извинения – компания признала, что даже не знает, на основании каких данных система вынесла предупреждение.

Oborot.ru рассказывал, как курьеры-водители Amazon, работающие по контракту, пожаловались на увольнения из-за неправильной работы алгоритмов.  В 2015 году Amazon запустила программу Amazon Flex: она регистрирует водителей, распределяет задания, следит за их выполнением и начисляет оплату.

Из-за различных ошибок и нарушений при доставке водителям Flex понижают рейтинг. Как только рейтинг падает ниже определенного уровня, с работником прекращают сотрудничество. Но нарушения нередко бывают вовсе не зависящими от действий водителя. А порой их провоцирует сама программа.

Например, Amazon нередко назначает несколько доставок в жилые комплексы, когда их ворота заперты, – это распространенная жалоба среди водителей Flex. В другой ситуации водитель не смог положить посылки в неисправный постамат и служба поддержки велела вернуть их – но система сочла это нарушением и снизила рейтинг. Спустя несколько недель компания закрыла водителю доступ к доставке.

За последние 8 месяцев более 500 работников из Amazon, Bolt, Deliveroo и Uber также обратились в профсоюз за помощью в понимании автоматизированных решений. Из них только 40 человек в ответ на жалобы получили хоть какие-то собранные данные, но при этом ни одному не объяснили, на основании чего системы увольняют или наказывают работников.

По версии Financial Times, проблема в том, что алгоритмы не учитывают многие показатели, но это не слишком волнует бизнес, для которого рабочая сила обходится дешево и текучка кадров – обычное дело.

Разрабатывают такие алгоритмы обычно следующим образом. Заранее выявленные людьми эффективные и неэффективные сотрудники маркируются, а затем нейросети сами выявляют какие-то закономерности в их работе. Соответственно, в работе алгоритмов случаются и провалы.

Как пример приводят ситуацию с итальянским отделением сервиса доставки Deliveroo, где увольняли сотрудников, которые были на больничном. Но алгоритмы компании вывели закономерность: если человек не выходит на работу несколько дней подряд, то скоро он уволится. Власти Италии сервис оштрафовали за подобные случаи.

Еще один штраф наложили за то, что Deliveroo и его конкурент Glovo не смогли пояснить в суде, как алгоритм распределял зоны для работы курьеров и оценивал их производительность.

Голландский суд постановил, что компания Ola должна предоставить данные, используемые алгоритмами для выявления мошенников среди водителей.

Недовольство алгоритмами высказывают курьеры и таксисты и в России.

Так, в июне 2020 года Delivery Club разбирался с недовольством курьеров, собиравшихся объявить забастовку. Они протестовали против увеличения зоны доставки для пеших курьеров. При этом алгоритмы автоматически начисляли штрафы для сотрудников, которые отказывались брать слишком удаленные заказы. Тогда компания отменила все штрафы и досрочно завершила эксперимент по увеличению зон покрытия для курьеров.

В августе 150 сотрудников платежного сервиса Xsolla в России были уволены одним днем. Основатель Александр Агапитов уверял, что решения приняты на основании работы алгоритмов. Позже выяснилось, что сотрудников ранжировали по уровню активности в почте и внутренних мессенджерах. Самых пассивных посчитали бесполезными. Позже сообщалось, что уволили не всех, а трудовая инспекция в работе компании выявила нарушения.

Если европейские законодатели обяжут высокотехнологичные компании мотивировать решения своих алгоритмов по требованию сотрудников, в дальнейшем это может повлиять и на российских работодателей.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
Андрей Львов
Генеральный директор, Юридическое лицо
18/12/2021
ФАС грозит проверить условия торговли на маркетплейсах. Представители площадок уверяют, что проблем нет - обсуждение 15
Я думаю на эту тему. Но впереди высокий сезон продаж и я хотел бы пройти этот сезон вместе с этими МП. Срок давности ни кто не отменял, а если сейчас затевать судебные тяжбы, то например Вб как известно из многих аналогичных случаев начнёт блокировать продавца и все его товары. К сожалению это так же известная практика и по этой причине большинство продавцов смирились с потерями, в погоне за возможной выгодой и как говорят засунули язык в ж.. и опустив голову мирятся с таким положением дел. Свернуть
Я думаю на эту тему. Но впереди высокий сезон продаж и я хотел бы пройти этот сезон вместе с этими МП. Срок давности ни кто не отменял, а если сейчас затевать судебные тяжбы, то например Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
16/12/2021
За утерянный при пересылке телефон с AliExpress заплатила "Почта России" 1
Пенсионер из Вологды заказал мобильник на AliExpress, но в посылке его не оказалось. Маркетплейс в возмещении отказал. Пришлось устанавливать виновное лицо в суде. В деле много интересных нюансов... Подробнее
16/12/2021
"Яндекс.Такси" впервые прокомментирует волну забастовок таксистов
Агрегатор наконец как-то отреагировал на разрозненные, но уже достаточно многочисленные забастовки таксистов, которые возникают в разных городах страны. Водители требуют от сервиса повысить минимальную цену заказа и понизить комиссию... Подробнее
15/12/2021
Шесть сотрудников Amazon погибло, десятки попали под завалы. Что случилось и кто виноват?
В штате Иллинойс во время торнадо обрушилось здание распределительного центра. Среди находившихся там много пострадавших, некоторых спасти не смогли. Что известно о ситуации и кто в ней виновен?... Подробнее
Александр Тябин
Руководитель проекта, TOPLAB
13/12/2021
Роспотребнадзор: Wildberries правомерно ввела плату за возвраты для покупателей, но... - обсуждение 2
А как же вопрос, когда Валберис вместе со своими продавцами, впрямую вводят в заблуждения с маркировкой товара. К примеру, указывают 100% хлопок, а по факту 100% синтетика, именно по этой причине, я перестал заказывать, что-либо на валберис! Свернуть
А как же вопрос, когда Валберис вместе со своими продавцами, впрямую вводят в заблуждения с маркировкой товара. К примеру, указывают 100% хлопок, а по факту 100% синтетика, именно по этой Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы