Интернет-магазины пригрозили прекратить распродажи, если их зарегулируют
2Российская ecommerce готова отказаться от распродаж в случае, если Госдума РФ примет законопроект, регулирующий их проведение. Ассоциация компаний интернет-торговли сообщила об этом в письме, обращенном к Сергею Жигареву – главе комитета Госдумы по экономической политике.
Законопроект уже внесен в Госдуму. Парламент собирается рассмотреть его в весеннюю сессию. Документ, по словам его автора – депутата от КПРФ Олега Лебедева – призван сделать распродажи "прозрачными". Он предписывает, например, при формировании скидки "учитывать средние цены за полгода", а также сообщать о причине распродажи.
Законопроект о распродажах дополняет закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и закон "О защите прав потребителей". Он был внесен в Думу 26 ноября прошлого года. До 13 февраля ведомства и бизнес-союзы должны подготовить на него отзывы. Отзыв АКИТ оказался резко негативным.
Что предлагает законопроект
- Ритейлеры должны указывать точные сроки проведения распродажи "от и до". Таким образом собираются предотвратить извещения постфактум, что "данная акция уже закончилась".
- Должны быть названы точные причины распродажи – в том числе, если продаются товары с истекающим сроком годности, бывшие в употреблении, прошедшие процедуру возврата, из неактуальных коллекций, бракованные и т.п.
- Магазины должны сообщать исходную цену товара (за исходную берется средняя стоимость продукции за последние шесть месяцев) и именно с нее делать скидку.
- Розница должна указывать все специальные условия, при которых потребители могут получить скидку.
Возражения от АКИТ:
- В Интернете есть сервисы, которые позволяют узнать цену товара в ретроспективе, а также сравнить цены на этот товар в разных магазинах.
- Необходимость сообщать среднюю цену за последние полгода – это вмешательство в рыночное ценообразование, ведь стоимость товара подвержена колебаниям в зависимости от самых разных рыночных процессов.
- Для мониторинга цен надо менять программное обеспечение, увеличивать нагрузку на персонал, что усложнит бизнес-процессы, особенно для малого бизнеса.
- Необходимость сообщать все сведения о товаре регулируется Законом о защите прав потребителей. В том числе, продавец должен извещать, в течение какого срока действует предложение о заключении договора, указывать все условия приобретения и т.п.
- Розничный рынок настолько высококонкурентный, что практика нечестных распродаж немедленно раскрывается.
В Ассоциации указали, что закон о распродажах покупателям не поможет, а вот продавцам жизнь осложнит. Некоторые его требования по отношению к дистанционной торговле и вовсе невыполнимы. АКИТ пригрозила, что ритейлеры вообще могут отказаться от распродаж в случае принятия законопроекта.
Что говорят другие эксперты
В Минпромторге отказались комментировать законопроект, поскольку пока еще не ознакомились с ним в точных формулировках. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству также пока не сформировало отзыв – депутаты планируют ориентироваться на мнение правительства.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) полностью поддержали мнение АКИТ. Там добавили, что в законопроекте даже точно не сформулировано понятие "распродажа". С теми формулировками, которые есть сейчас, к ней можно отнести и другую маркетинговую деятельность, например, использование карт лояльности.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов также поддержал АКИТ: "Распродажа – инициатива частных лиц, а любое избыточное законодательство является нагрузкой на торговлю и на покупателя тоже. Законы о распродажах в некоторых странах мира действительно есть, но требования, которые сейчас выносят в Госдуму, они с перебором, много лишнего, много глупостей, которые легко обходить", – сказал Иванов. Однако он усомнился, что ритейлеры откажутся от распродаж: "У нас каждый день распродажа, это нормальные рабочие процессы, поэтому отказаться не смогут, ведь все интернет-магазины всегда что-то распродают".
В целом, эксперты рынка говорят, что законопроект действительно сырой и его следует доработать. Но при этом они сомневаются, что ритейлеры могут выполнить свою угрозу и действительно отказаться от распродаж, которые сейчас становятся одним из главных способов привлечения покупателей.