"Холодильник.ру" ищет инвестора
Основатель интернет-магазина бытовой техники "Холодильник.ру" Валерий Ковалев намерен продать некую долю в компании, сообщает Forbes, ссылаясь на слова самого бизнесмена.
"Я бы сказал так: мы ищем инвесторов", — сказал Ковалев. По словам Ковалева, многое будет зависеть от возможностей и пожеланий покупателя. Инвестор может претендовать как на контрольный пакет, так и на миноритарную долю.
Точную стоимость своей компании Ковалев также не называет. По итогам 2014 года компания оценивалась экспертами Forbes в 380 млн долларов. Однако сам владелец утверждает, что такая оценка в текущих рыночных условиях явно завышена.
В 2012 году Ковалев уже заговаривал о дополнительных инвестициях и даже возможном выходе на IPO, чтобы найти средства для агрессивной экспансии в регионы. С первичным размещением не сложилось. Но, как сообщала газета "Коммерсант", в начале 2013 года инвестором "Холодильник.ру" стал фонд "Медиа Капитал", получивший миоритарный пакет акций. В обмен фонд должен был провести масштабную рекламную кампанию стоимостью около 300-450 млн рублей. Тогда, по мнению источников "Коммерсанта", "Медиа Капитал" мог получить до 10% акций.
UPD: Уже после публикации материала о грядущем привлечении инвесторов Forbes дополнили его новыми комментариями Ковалева. Бизнесмен опроверг информацию о том, что "Медиа Капитал" является акционером "Холодильник.ру".
В статье "Коммерсанта" в 2013 году было подтверждение пресс-службы "Холодильник.ру" и цитата самого Ковалева. Но предприниматель заявил Forbes, что у "Холодильник.ру" нет пресс-службы, и с изданием никто не связывался и не комментировал от имени компании.
"Статья была написана ими «по мотивам пресс-релиза», к которому мы не имели никакого отношения", — утверждает Ковалев.
Как объясняет бизнесмен, владельцем «Холодильник.ру» является ООО «Эдил импорт», а его единственный акционер — кипрская «Гелансе ентерпрайсис лимитед».
До этого главе компании Валерию Ковалеву принадлежал 71% "Холодильника", еще 29% – партнеру Дмитрию Фомичеву. Позднее 100% компании было передано в кипрский офшор Gelance Enterprises Ltd, а доли владельцев перестали быть известны.
"Видимо, ситуация не очень хорошая, – полагает начальник департамента маркетинга и e-commerce "М.Видео" Роман Горшков. – Если компания генерирует убыток – продать ее в текущей ситуации будет крайне проблематично, если вообще возможно". (заметим, что "Холодильник.ру" и "М.Видео" давние конкуренты). По мнению Горшкова, справедливая оценка для такой компании равна 6 или 7 EBITDA 2015 года. "Это максимум, с учетом того, что продажи у них не растут особо", – прикидывает эксперт.
В целом, пояснил Горшков в беседе с Oborot.ru, заинтересовать инвесторов для "Холодильник.ру" сейчас будет проблематично. Ведь роста на рынке бытовой техники не предвидится в ближайшие 1-2 года. Поэтому стоит ожидать, что год к году (2015 к 2014) выручка компании в рублях сократится. При этом выход, к которому сейчас прибегают многие интернет-магазины, а именно расширение витрины, включение туда таких ходовых категорий, как шины, автозапчасти, детские игрушки и так далее, именно для "Холодильник.ру" крайне затруднителен. "Это нишевой интерент-магазин, его основная специализация – крупная встраиваемая бытовая техника, я думаю, что уход в другие категории для них – это не возможность, а иллюзия", – считает эксперт.
Аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин напоминает, что из-за дорогой и неэффективной логистики в России большинство ИМ, которые торгуют крупной БТ и не имеют собственной офлайновой розницы, – убыточные. Судя по всему у "Холодильник.ру" не очень большая EBITDA, считает эксперт. Поэтому проект, скорее всего, продаётся с относительно высокими мультипликаторами именно с перспективой на дальнейшее развитие.
"Холодильник.ру" работает над тем, чтобы открыть множество магазинов в регионах, отмечает бизнес-директор Клуба Много.ру Анна Готта. По ее словам, для магазина с оборотом 14 млрд. (в прошлом году) это понятный и логичный шаг. "Холодильник – первопроходец во всем. Они первые построили серьезный бизнес БТ в интернете, первые сделали фокус не на красивом сайте с картинками, а на машинах, быстрой доставки и крутом сервисе", – говорит Готта. По ее словам, проект ищет серьезного мощного инвестора, который "заинтересован в масштабе".
Ритейлер следует модели omni channel, которая уже по всему миру доказала свою эффективность, добавляет эксперт. "Речь идет не просто про парочку магазинов с красивым логотипом, а про торгово-логистические хабы – магазины, в которые покупатели могут прийти за товаром, и оттуда же идет доставка товаров в ближайшие населенные пункты. Это позволит сократить сроки доставки и даст сильный толчок для масштабирования бизнеса", – говорит Готта.
Бизнес Ковалева начинался в 1993 году с офлайновой торговли бытовой техникой, спустя десять лет был запущен и "Холодильник.ру". В 2014 компания заняла девятое место в рейтинге самых дорогих онлайн-магазинов Рунета, составленном Forbes. В 2015 году, как подсчитали в Data Insight, "Холодильник.ру" занимает восемнадцатую строчку рейтинга отечественных интернет-ритейлеров с оборотом 2,1 млрд рублей за первые шесть месяцев этого года.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.