Госдума оставит рекомендательные алгоритмы "Яндекса" и других онлайн-сервисов в покое. Ну, почти так
5Власти могут отказаться от требования вырубать рекомендательные алгоритмы, если пользователь выразит такое желание. Это требование практиков российского интернет-бизнеса наконец услышано и обсуждается сейчас в рамках доработки законопроекта, касающегося всех онлайн-сервисов, включая маркетплейсы.
Об этом журналистам РБК рассказали три источника на IТ-рынке и подтвердил Антон Горелкин – автор законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Ранее об исключении этой нормы из закона просили все крупные игроки рынка, а президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отмечал, что в таком виде регулирование "отбросит рынок в прошлое": маркетплейсы без механизма рекомендаций превратятся в каталоги, "которые использовали 20 лет назад".
Он оценивал потери отрасли от введения регулирования более чем в 100 млрд руб. ежегодно.
По словам Антона Горелкина, главная проблема, которую должен решить законопроект, – непрозрачность рекомендательных алгоритмов: "Пользователи не понимают, как они работают, а их авторы не хотят ничего объяснять. Поэтому мы продолжаем настаивать на раскрытии принципов работы рекомендательных алгоритмов и публикации перечня собираемых данных о пользователях. Что касается кнопки отключения, я склонен согласиться с доводами отрасли о том, что возможность отключения механизма рекомендаций обесценит сервис, повлияет на его инновационность и конкурентоспособность" – отметил депутат.
Предложения ввести регулирование для рекомендательных сервисов обсуждаются несколько лет, и с конца прошлого года депутаты работают над законопроектом о регулировании интернет-сервисов, предлагающих информацию или рекламу на основе запросов и личных данных пользователей. Их активно используют поисковые системы, маркетплейсы, соцсети, онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы.
Теперь власти склоняются к тому, чтобы отказаться от идеи создания так называемой кнопки, с помощью которой можно было бы отключать рекомендательные сервисы пользователям.
Другой представитель Госдумы, знакомый с ходом обсуждения, отметил, что ключевые моменты нового нормативного акта еще не определены окончательно, но государство услышало доводы бизнеса и будет рассматривать варианты более мягкого регулирования.
Еще один источник сообщил, что среди обсуждаемых предложений – обязательная публикация принципов работы алгоритмов своих рекомендательных сервисов самими компаниями. А у пользователя должна быть возможность пожаловаться на алгоритм, если они будут недовольны результатами, которые он выдает.
Глава TelecomDaily Денис Кусков отметил, что принцип работы рекомендательных алгоритмов – коммерческая тайна.
"Хорошо настроенный механизм рекомендаций – это конкурентное преимущество, поэтому компании вряд ли захотят выкладывать в публичный доступ алгоритм, на который они тратили много финансовых и других ресурсов," – отметил он.
По мнению главы Института исследований Интернета Карена Казаряна, IТ-отрасль не нуждается в регулировании рекомендательных сервисов, но в "рамочном формате" законопроект может быть принят.
"Автоматическое отключение рекомендаций плохо реализуемо технически и существенно влияет на бизнес компаний, поэтому отказ от такого пункта значительно улучшает предлагаемый законопроект", – говорит он. При этом публиковать алгоритмы в открытом доступе, по мнению Казаряна, можно "в разумных пределах".
Представители "Яндекса", VK, Ozon, Wink и Avito не стали комментировать ситуацию журналистам. Хотя, про себя наверняка порадовались : )
Читайте также на нашем сайте:
- Маркетплейсам грозят потери по 100 млрд рублей в год из-за закона об отмене рекомендательных алгоритмов
- VK и "Яндекс" против нового закона об отключении рекомендательных алгоритмов
- Госдума хочет запретить рекомендательные алгоритмы в Рунете
- Государство хочет защитить пользователей от платных подписок, в том числе иностранных
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Реальный недавний пример.
Работал в Яндекс браузере, всплыла платная реклама сайта фитнесс браслетов/часов. Сайт качественный, хороший ассортимент, цены средние. Начал выбирать себе модель для оформления заказа, вдруг сверху как всегда падает баннер Яндекс Маркет - типа этот же товар, но дешевле. Кликнул. Не этот же и не дешевле. Но после просмотра заколебался, покупать вообще ничего не стал.
Получается, Яндекс взял немалые деньги с сайта за продвижение в Директ, а затем подсунул свой маркет. Это как вообще?
Андрей Пасынков председатель совета директоров, Ассоциация Поддержки и Развития Интернет-Торговли (АПРИТ) |
Андрей Пасынков председатель совета директоров, Ассоциация Поддержки и Развития Интернет-Торговли (АПРИТ) |