Маркетплейсам грозят потери по 100 млрд рублей в год из-за закона об отмене рекомендательных алгоритмов
В Госдуму до конца года планируется внести на рассмотрение законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, дающий возможность пользователям их отключать.
Под новый закон подпадут все интернет-ресурсы, которые используют подобные сервисы, а это в первую очередь поисковые системы, соцсети, онлайн-кинотеатры и маркетплейсы.
АКИТ спрогнозировала потери ecommerce от законопроекта в 100 млрд рублей ежегодно.
Предварительно документ направили в аппарат Госдумы, внести его на рассмотрение планируют до конца 2022 года. Авторы законопроекта решили оставить максимально широкое толкование проекта, а поправки вносить ко второму чтению.
По новому закону онлайн-платформы обяжут обеспечить пользователям возможность полного отключения алгоритмов, которые специально подбирают контент, доступный в персональной ленте, и предупреждать о применении рекомендаций.
Разработавший закон зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин объясняет, что новые правила будут приняты "в целях защиты прав пользователей и недопущения манипуляций со стороны цифровых платформ". В качестве примера "манипуляций" приводится YouTube, который снизил приоритет показа контента, производимого российскими СМИ и органами власти.
"Установлено, что YouTube практически полностью игнорирует пожелания зрителей. Так, эффект от нажатия кнопок "Не нравится" и "Не интересует" — нулевой. Механизм работы рекомендательных алгоритмов платформ сегодня непрозрачен и непубличен", — утверждает Антон Горелкин.
Также в проекте говорится, что Роскомнадзор сможет запрашивать у владельцев информационных ресурсов данные, связанные "с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий". В течение десяти дней владелец, например, интернет-магазина обязан ответить, почему алгоритм показывает покупателю той или иной товар.
VK и "Яндекс" выступают категорически против нормы, дающей возможность отключать рекомендательные сервисы. Во многом именно алгоритмы сейчас формируют в соцсетях, видеосервисах и поисковиках набор контента, который видит пользователь.
"Контроль рекомендаций в поисковых системах избыточен, потому что они уже регулируются отдельными законами", — объяснил позицию "Яндекса" источник внутри компании.
Президент АКИТ Артем Соколов считает, что принятие законопроекта в части интернет-торговли "отбросит рынок в прошлое".
"Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад", — объяснил он.
Сейчас поисковая выдача на маркетплейсах формируется алгоритмами с учетом десятков и даже сотен критериев. Отключивший рекомендации покупатель может в ответ на запрос получить десятки страниц информации, среди которых будет затерян самый востребованный товар с множеством положительных отзывов и высокой оценкой продавца.
Также Артем Соколов считает, что отрасль будет терять ежегодно 100 млрд рублей из-за отказа от рекомендаций. В частности, из-за того, что придется поддерживать в рабочем состоянии две онлайн-платформы, одну — без рекомендательных алгоритмов, которые слишком глубоко проникли во многие ресурсы.
По прогнозам специалистов, рекомендательные алгоритмы может отключить около трети всех пользователей. Примерно столько же сейчас с помощью различных технологий отключает рекламу на сайтах. Причем, как говорят эксперты, многие пользователи просто не понимают принцип действия и выгоду рекомендательных алгоритмов. Под воздействием стереотипов, они считают, что за ними следят и им что-то навязывают.
Также читайте на нашем сайте:
- VK и "Яндекс" против нового закона об отключении рекомендательных алгоритмов
- Госдума хочет запретить рекомендательные алгоритмы в Рунете
- Государство хочет защитить пользователей от платных подписок, в том числе иностранных
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.