подписка
Подписаться
22/11/2022

Маркетплейсам грозят потери по 100 млрд рублей в год из-за закона об отмене рекомендательных алгоритмов

В Госдуму до конца года планируется внести на рассмотрение законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, дающий возможность пользователям их отключать.

Под новый закон подпадут все интернет-ресурсы, которые используют подобные сервисы, а это в первую очередь поисковые системы, соцсети, онлайн-кинотеатры и маркетплейсы.

АКИТ спрогнозировала потери ecommerce от законопроекта в 100 млрд рублей ежегодно.

Предварительно документ направили в аппарат Госдумы, внести его на рассмотрение планируют до конца 2022 года.  Авторы законопроекта решили оставить максимально широкое толкование проекта, а поправки вносить ко второму чтению.

По новому закону онлайн-платформы обяжут обеспечить пользователям возможность полного отключения алгоритмов, которые специально подбирают контент, доступный в персональной ленте, и предупреждать о применении рекомендаций.

Разработавший закон зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин объясняет, что новые правила будут приняты "в целях защиты прав пользователей и недопущения манипуляций со стороны цифровых платформ". В качестве примера "манипуляций" приводится YouTube, который снизил приоритет показа контента, производимого российскими СМИ и органами власти.

"Установлено, что YouTube практически полностью игнорирует пожелания зрителей. Так, эффект от нажатия кнопок "Не нравится" и "Не интересует" нулевой. Механизм работы рекомендательных алгоритмов платформ сегодня непрозрачен и непубличен", — утверждает Антон Горелкин.

Также в проекте говорится, что Роскомнадзор сможет запрашивать у владельцев информационных ресурсов данные, связанные "с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий". В течение десяти дней владелец, например, интернет-магазина обязан ответить, почему алгоритм показывает покупателю той или иной товар.

VK и "Яндекс" выступают категорически против нормы, дающей возможность отключать рекомендательные сервисы. Во многом именно алгоритмы сейчас формируют в соцсетях, видеосервисах и поисковиках набор контента, который видит пользователь.

"Контроль рекомендаций в поисковых системах избыточен, потому что они уже регулируются отдельными законами", — объяснил позицию "Яндекса" источник внутри компании.

Президент АКИТ Артем Соколов считает, что принятие законопроекта в части интернет-торговли "отбросит рынок в прошлое".

"Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад", — объяснил он.

Сейчас поисковая выдача на маркетплейсах формируется алгоритмами с учетом десятков и даже сотен критериев.  Отключивший рекомендации покупатель может в ответ на запрос получить десятки страниц информации, среди которых будет затерян самый востребованный товар с множеством положительных отзывов и высокой оценкой продавца.

Также Артем Соколов считает, что отрасль будет терять ежегодно 100 млрд рублей из-за отказа от рекомендаций. В частности, из-за того, что придется поддерживать в рабочем состоянии две онлайн-платформы, одну без рекомендательных алгоритмов, которые слишком глубоко проникли во многие ресурсы.

По прогнозам специалистов, рекомендательные алгоритмы может отключить около трети всех пользователей. Примерно столько же сейчас с помощью различных технологий отключает рекламу на сайтах. Причем, как говорят эксперты, многие пользователи просто не понимают принцип действия и выгоду рекомендательных алгоритмов. Под воздействием стереотипов, они считают, что за ними следят и им что-то навязывают.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
22/11/2022
"Самокат" будет доставлять женскую одежду и электронику. Откуда такие слухи?
По данным участников рынка, “Самокат” в последнее время активно наращивает ассортимент непродовольственных товаров — например, косметики. И вот появились основания полагать, что на бьюти-сегменте он не остановится... Подробнее
21/11/2022
Бесплатно и со скидками 90%. Модульбанк ввел специальные тарифы для продавцов маркетплейсов
Банк предлагает пакеты скидок, подарков и других интересных предложений при подключении к специальным тарифам для продавцов маркетплейсов в рамках Черной пятницы. Обязательно посмотрите, на чем вы можете сэкономить и заработать... Подробнее
21/11/2022
Ozon открывает представительство в Китае для привлечения 100 тысяч местных селлеров
Новый офис возглавит Саймон Хуан, у которого есть опыт работы в сфере трансграничной торговли и электронной коммерции в США, Индии и КНР. В каких еще странах работает Ozon и чего намерен добиться сейчас... Подробнее
Алексей Заславский
Директор., LEDDOSKA.ru
11/11/2022
Форум Тенденции развития Российские тенденции
Игорь А.
ИП, B2B-услуги (Детские товары, небольшая компания)
09/11/2022
Форум Тенденции развития Российские тенденции