Что на самом деле Ozon затевает на белорусском рынке
Сейчас идет регистрация юридического лица в Минске. Это очень простая процедура и много времени она занять не должна. Есть информация об открытии офиса в белорусской столице, на rabota.by стали появляться вакансии российского ритейлера (сейчас, например, ищут специалиста по 1С: Зарплата и Управление персоналом).
Но говорить о выходе маркетплейса на белорусский рынок некорректно. Он там уже давно и вполне успешно присутствует. Граница для российских товаров открыта и посылки с российских маркетплейсов получают уже десятки тысяч белорусов. Конкретно Ozon уже много лет (еще с тех времен, когда он был просто интернет-магазином) выступает главным фактором давления на местных продавцов книг и некоторых других товаров – им приходится снижать цены.
Открытие отдельного сайта, где в будут цены в белорусских рублях, конечно же увеличит количество покупателей еще больше. Но это можно было сделать без юридического и физического присутствия в Минске.
Что доказывает пример и опыт Wildberries. Этот маркетплейс после периода бурной активности переключил многие процессы на белорусском рынке обратно на Москву. Товары белорусам теперь продают с сайта by.wildberries.ru (а раньше были wildberries.by и WBR.BY), на котором указаны реквизиты российского ООО.
Совершенно очевидно, что Ozon идет, в первую очередь не за покупателями, а за продавцами.
Именно им гораздо удобнее отгружать товары белорусскому юрлицу. Если местная фирма ведет отгрузки на российское ООО маркетплейса, возникают вопросы с таможенным декларированием и уплатой НДС. Там процессы максимально упрощены, но все равно это и расходы, и не для всех приемлемые административные процедуры. Для мелкого поставщика даже такое скромное препятствие будет непреодолимым.
А Ozon здесь ждут. На фоне схлопывания местного потребительского рынка он дает возможности, которых на внутреннем рынке страны давно нет.