Возврат товара, проданного через Яндекс.Маркет: с 10 мая решать будет не продавец
Накануне майских праздников маркетплейс "Яндекс.Маркета" разместил в своем Telegram-канале сообщение об изменении политики возвратов. И оно обрадует некоторых продавцов, но многих огорчит.
Теперь эта площадка будет работать с возвратами так же, как Ozon или Wildberries. Суть изменений вкратце:
- С 10 мая Яндекс.Маркет будет самостоятельно принимать решение о возврате денег покупателям за любой товар.
- Продавец может обжаловать решение маркетплейса о возврате в течение 30 дней (подробнее об этом читайте ниже)
- Появляется возможность удешевить и упростить логистику возврата
Для более точного понимания ситуации мы приводим сполный текст публикации по этой теме на сайте маркетплейса и скриншот сообщения:
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ:
Меняем порядок работы с возвратами для FBY, FBY+, FBS
По нашей статистике, 74% партнёров не отвечают на наши запросы с просьбой принять решение по возврату. А в каждом пятом случае партнёры подтверждают возврат денег по фотографиям от покупателей — без вывоза товаров со склада и без экспертизы.
Чтобы покупателям не приходилось ждать возврата денег по несколько недель, 10 мая мы изменим порядок работы с возвратами и обновим приложения № 4.1, № 5 и № 5.1 к договору на размещение.
Согласно новым условиям мы сможем самостоятельно принимать решения о возврате денег покупателям за любые товары.
Принимать решение мы будем после возвращения товара на склад Маркета (для FBY и FBY+) или на склад магазина (для FBS).
Партнёр сможет оспорить наше решение в течение 30 дней. Для этого нужно будет вывезти товары со склада, если магазин работает по моделям FBY и FBY+, а также прислать нам претензию с экспертным заключением или заключением авторизованного сервисного центра.
Также партнёры смогут возвращать покупателям деньги за товары ненадлежащего качества стоимостью до 2 тыс. рублей включительно без их обратной пересылки на склад. Такая опция скоро появится в личном кабинете на странице "Юридические данные". Если она будет включена, оспорить наше решение о возврате денег будет нельзя. Эта опция позволит партнёрам сократить расходы на компенсации обратной пересылки товаров ненадлежащего качества.
СКРИНШОТ Telegram-канала:
И прямо там же, в Telegram-чатах есть комментарии, которые показывают, что продавцы, с одной стороны, не очень рады уже нынешней, более мягкой политике возвратов, с другой — поднимают вопрос об удешевлении логистики возвратов (а вот это Яндекс.Маркет как раз и делает в рамках нового порядка):
"У меня недавно случай был – возврат прибора которым воспользовались. Поработали им и решили вернуть, забрать деньги. "Яндекс.Маркет" просит не только принять решение о возврате или невозврате денег (при этом для принятия решения информации о товаре ноль, нет вообще). Он еще и просит приехать забрать товар. А потом, если я откажу с выплатой, выслать товар за свой счёт покупателю. При стоимости изделия в 3 тыс. рублей две пересылки съедят всю стоимость, я не говорю про маржу"
Понять, почему "Яндекс.Маркет" вынужден принять решение об изменениях с 10 мая несложно.
Ozon и Wildberries уже реализовали почти безоглядную политику возвратов без особого учета мнения продавца. Да, она позволяет недобросовестным потребителям и откровенным жуликам брать товары на время в бесплатное пользование или подменять их при возврате такими же бэушными (кстати, мы тут на днях писали, что против одной такой излишне хитрой псевдо-покупательницы возбуждено уголовное дело).
Но та же безоглядная политика стимулирует огромную массу нормальных покупателей смело принимать решения о заказе и оплате товаров через маркетплейсы. Собственно, это уже практически отраслевой стандарт, который установил Amazon и другие крупные западные интернет-ритейлеры.
Так что "Яндекс.Маркет" просто делает то, что необходимо. Если он хочет бороться за долю рынка, он не может принять иное решение.