Банки требуют увеличить комиссию в системе быстрых платежей
Несколько крупных банков потребовали увеличить минимальную комиссию в системе быстрых платежей (СБП) при расчетах с юрлицами, сообщает "КоммерсантЪ". Ее предлагают поднять с с предложенных Центробанком 0,4% до 1%. Некоторые банки собираются ввести свои собственные дополнительные комиссии для бизнеса, которые поднимут тариф до 1,85%. Если это произойдет, то стоимость платежей через СПБ станет для компаний сопоставимой с проведением безналичной оплаты по картам. Однако есть и кредитные организации, которые готовы проводить платежи СБП за минимальный процент, зарабатывая на продаже дополнительных финансовых сервисов.
Изначально ЦБ предлагал ограничить комиссию для юрлиц порогом 0,4% от суммы трансакции. Но с этим не согласились в Сбербанке, ВТБ, Альфа-банке и Райффайзенбанке. Рабочая группа по СБП так и не пришла к согласию. По словам одного из источников на рынке, ЦБ, скорее всего, вынужден будет учесть мнение крупных банков, так как важно, чтобы они обеспечивали проведение платежей в рамках СБП.
ВТБ предложил корпорации "Финтех", в рамках которой создана рабочая группа по СБП, ввести дифференцированный тариф в зависимости от категории точки продажи. "Его максимальная ставка была предложена нами менее 1%, что существенно ниже текущих комиссий эквайринга,— сообщают в пресс-службе банка.— Низкий тариф будет снижать комиссионный доход банков, который сейчас направляется на программы лояльности для клиентов (кэшбэк, мили, бонусы и т. д.). При их отсутствии в сервисе c2b клиенты будут делать свой выбор в пользу других платежных инструментов". Также в ВТБ утверждают, что низкие тарифы будут заставлять банки вводить дополнительные комиссии за использование сервиса.
В то же время, ряд банков готовы пожертвовать комиссионным доходом для увеличения клиентской базы из числа ритейлеров и дальнейших кросс-продаж им своих продуктов. Среди них Газпромбанк, "Русский стандарт", РНКО "Платежный центр". Более того, "Русский стандарт" не собирается до конца 2019 года брать плату за проведение c2b-переводов через СБП. В 2020 году банк планирует ввести комиссию в размере 0,4–0,5%.
Ритейлеры ждут запуск платежей c2b, который запланирован на сентябрь, чтобы снизить расходы на эквайринг. И хотелось бы, чтобы изначально озвученные небольшие ставки таковыми и остались. "В случае если ставки СБП будут сопоставимы с эквайрингом, ценность этого сервиса будет неочевидна, и его использование станет возможным только в рамках резервного канала", – заявил директор телекоммуникационных и финансовых услуг объединенной компании "Связной-Евросеть" Антон Павлов.
Мнение интернет-ритейлеров поддерживает и президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, крайне важно для развития и поддержки сервиса платежей по СБП, чтобы комиссии были ощутимо ниже, чем приходится платить за эквайринг при карточных расчетах.
Окончательное решение по тарифам остается за Центробанком. В ЦБ сообщили что все еще обсуждают размер комиссии со всеми заинтересованными сторонами, но скоро обнародуют его.
Ранее сообщалось, что комиссия для магазинов за прием платежей по QR-кодам может составить 0,4%. Об этом сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на заседании комитета по финансовому рынку в Госдуме.
Разработанная Банком России СБП начала работать в феврале 2019 года. Пока в ней работают лишь межбанковские платежи физлиц друг другу. Для этого клиенту достаточно указать в мобильном приложении банка номер телефона того пользователя, которому он хочет перевести деньги.
В СБП на сегодняшний день участвует лишь 14 финансовых организаций, и среди них нет Сбербанка. Переводы пока бесплатны в большинстве банков, но скоро они будут взимать за переводы в рамках СБП плату.
По задумке ЦБ она должна быть существенно ниже, чем стоимость обычных межбанковских переводов.
Агентство Moody's прогнозирует, что распространение платежей при помощи QR-кода приведет к снижению комиссионных доходов банков. Произойдет этого из-за того, что обслуживающий банк получит за прием платежей только 0,1-0,125% от суммы платежа вместо 1%, как сейчас.
В ЦБ рассчитывают, что внедрение новой системы увеличит долю безналичных платежей в России по итогам 2019 года до 66%.
Валя В. Владелец, Руководитель, B2B-услуги (Взаимоотношения с клиентами, среднего размера компания) |
Вот есть магазин, который торгует без документов и сертификатов "серым" товаром. Как с ним договориться, чтобы они начали торговать только сертифицированным дорогим товаром? Совесть в бизнесе понятие расплывчатое. Свернуть