"Евросеть" может перенести свою интернет-торговлю в Прибалтику
Федеральный ритейлер "Евросеть" может вывести свой сегмент интернет-торговли за рубеж. Об этом рассказал в интервью Rambler президент компании Александр Малис.
Речь шла о кризисных решениях и возможностях "Евросети". Сегмент онлайн-продаж, по словам Малиса, невыгодно оставлять в России, потому что нынешних условиях российские интернет-компании попросту не могут конкурировать в ценах с зарубежными.
"Любая интернет-компания, которая торгует непродовольственными товарами (а почти все интернет-компании торгуют непродовольственными товарами), находятся в худшем положении, чем иностранный игрок, потому что иностранный игрок не платит НДС в России, а российский игрок платит. В любом случае разница в ценах будет 18%", – объяснил он.
По словам Малиса, если ситуация не изменится, то вопрос будет уже, например, не в сотрудничестве с китайскими компаниями, а в том, что интернет-бизнес придется вывести за границу. "Например, "Евросеть" как салон будет российским предприятием, а интернет-магазин "Евросети" — в Прибалтике ", – заявил Малис. Прибалтику он считает самым удобным местом из-за хорошей логистики.
По его словам, если ситуация не изменится, в ближайшее время так же поступят все крупные интернет-магазины, а в стране останутся только малые предприятия. "Просто такие большие игроки, как "М. Видео" и "Евросеть", пока не переехали. Но это вопрос времени", – заметил Малис. Сейчас на долю интернет-продаж в "Евросети" приходится примерно 3-4% от общего оборота. "Как только мы увидим, что это стало чуть больше, мы начнем часть товаров поставлять из-за границы", – заключил господин Малис.
Президент Евросети не ожидает изменений к лучшему. "Об этом говорят полтора года, но объективно говоря, Минэкономразвития поддерживает американские компании в виде eBay и Amazon, китайские компании в виде JD.com и AliExpress в ущерб российским".
По мнению Малиса, нужно облагать доставляемые из-за границы корпоративные товары либо НДС, либо местным налогом с продаж, как это делается в других странах. В противном случае сектор российской интернет-торговли просто перестанет существовать. "Надо научиться разделять почтовые отправления, когда физическое лицо из-за границы посылает ящик бананов физическому лицу в России, и бизнес. И во втором случае должен браться НДС, как это делается во всем мире, либо налог с продаж", – объяснил он. На том же самом настаивала бывший руководитель ОzonМаэль Гаве на встрече с президентом Путиным в 2014 году. тогда она указала, что Россия теряет 98 млрд руб. налогов ежегодно.
Господин Малис отмечает, что на рынке сейчас сложно строить долгосрочные прогнозы, а продажи в сегменте электроники продолжают падать.
"Прогнозировать итоги года очень сложно. У нас есть ощущение, что количество денег у людей, которыми они реально располагают после того, как купили продукты, оплатили квартплату и другие необходимые вещи, каждый месяц чуть-чуть, но уменьшается. И до тех пор, пока мы не увидим, что это дошло до какого-то минимума и от него хотя бы немного оттолкнулось, невозможно строить долгосрочных планов", – отметил Малис.
В то же время, у крупных игроков есть шанс поймать рыбку в мутной воде кризиса – скупить задешево ослабевших конкурентов. На это же надеются в и в "Евросети". Малис рассказал, что политика компании – выждать подходящего момента, а потом вложить накопленные на счетах 10 млрд рублей в "какой-то большой актив или на 20 средних". (Например, недавно появилась информация о планах компании приобрести платежную систему).
Президент "Евросети" говорит, что компания пока не планирует поглощение одного из главных конкурентов – сети "Связной", поскольку сейчас невозможно понять ни кто владеет компанией, ни какие у нее долги. "То есть бардак там в высшей степени, больше не бывает", – отмечает Малис. Тем не менее, если ситуация прояснится, корпорация может изменить свое отношение к активам конкурента.
При этом "Евросеть" сотрудничает с одним из подразделений "Связного", компанией Enter, и Малис не исключает, что такое сотрудничество может быть расширено.Напомним, что компанию "Связной" примерно с 3000 салонов контролирует инвестиционно-консалтинговая группа Solvers его младшего брата Олега Малиса. "Пока работаем над проектом доставки. У нас есть логистика, которая много чего возит. И чем больше мы ее загружаем, тем дешевле каждая перевозка. Поэтому для нас логично работать с другими интернет-магазинами, которым нужно что-то доставлять по стране", – объяснил Александр Малис.