подписка
Подписаться
23/04/2015

Исследование: рост российского рынка экспресс-доставки

Исследование: рост российского рынка экспресс-доставки

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации. Основными драйверами роста рынка являются развитие интернет-торговли в России, географическая экспансия игроков и рост интернет-проникновения.

На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли и, по мнению отраслевых экспертов, именно она является наиболее значимым фактором увеличения рынка экспресс-доставки в нашей стране.

Главным сдерживающим барьером развития рынка является недостаточная развитость инфраструктуры и текущая экономическая ситуация. Кризис может негативно повлиять на географическую экспансию игроков. А за прогнозируемым спадом интернет-торговли ожидается сокращение темпов роста рынка курьерских служб в краткосрочной перспективе. Также ожидается, что основой акцент в ближайшем будущем будет смещен с органического роста на оптимизацию расходов компаний.

 До этого времени рынок демонстрировал стабильный рост: по оценке экспертов, с 2011 года он вырос в 1,7 раза до 52 млрд рублей; CAGR в 2011–2014 гг. составил 14%. Однако если в 2011–2012 годах темпы роста составляли около 27 %, то в 2014 г. они сократились до уровня 10,5%. Эксперты J’son & Partners Consulting ожидают дальнейшего снижения темпов роста рынка в 2015 году, связанного с экономическим кризисом и пониженной покупательной способностью населения. В этом году рост ожидается на уровне 7%.

 

В 2015 году прогнозируется усиление конкурентной среды на рынке. По мнению отраслевых экспертов, в B2B-секторе ощущается тенденция к снижению логистических издержек. В сегменте B2C наблюдается замедление темпов роста российских интернет-магазинов.

С результатами исследования соглашается директор по маркетингу SPSR Express Алексей Жуков. "В большей степени негативные последствия ощущает сегмент B2B, который, возможно, в этом году ожидает даже отрицательная динамика. B2C-сегмент чувствует себя существенно лучше, поскольку его драйвер – интернет-торговля – хоть и замедлил рост, но все же имеет значительный невыбранный потенциал", – считает он. Жуков считает, что в этом году рост российского рынка доставки составит 6–9 %.

Эксперт считает, что в сегменте B2B очень остро ощущается тренд на снижение логистических издержек. Срок доставки все чаще перестает быть ключевым при выборе подрядчика. Клиенты сокращают издержки путем консолидации отправок и выбора более экономичного продукта. Еще один тренд – российские покупатели в силу курсовых колебаний переориентировались на китайские интернет-магазины.

Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин считает, что снижение темпов роста оборотов e-commerce в 2015 г. повлечет за собой банкротство и уход с рынка экспресс-доставки мелких игроков, ужесточит конкуренцию в этой сфере, вследствие чего возможен рост качества предоставляемых услуг.

По его мнению, в ближайшее время на рынке будут доминировать компании, предлагающие комплексные услуги по доставке, широкий спектр дополнительных услуг как для интернет-магазинов, так и для получателей; располагающие развитой сетью пунктов выдачи по стране и поддерживающие стабильно высокий уровень качества работы.

Сейчас наибольшая доля российского рынка экспресс-доставки принадлежит компаниям DHL (18%) и DPD (16%). Далее следуют Pony Express, EMS Почта России и Major Express. Остальным компания принадлежит 35% рынка.

Согласно исследованиям, на доставке для интернет-магазинов специализируются Im-Logistics, "Аксиомус", "Макси-пост", "Алгоритм" и Shop-Logistics. Службы экспресс-доставки для сегмента интернет-магазинов предоставляют такие услуги как курьерская доставка, складирование, хранение, сортировка, а также комплектация заказов.

Как мы отмечали, рынок растет, в том числе за счет географической экспансии игроков. Трендом стало открытие отделений в средних и небольших городах. Большинство участников рынка осуществляют курьерскую деятельность по всей РФ; отдельные игроки доставляют грузы в СНГ и другие страны.

В то же время на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70% всего объема грузоперевозок. Количество заказов из интернет-доставки по Москве составляет около 40 млн посылок в год.

Более 50% объема рынка в натуральном выражении принадлежит B2C-сегменту – речь идет в основном о продажах по каталогу и интернет-торговле. Некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее развитие рынка за счет роста интернет-торговли. Правда, стоит отметить, что во втором квартале 2014 г. в сегменте B2C объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%.

Еще одним трендом стало развитие сети постоматов. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара в России в 2014 году составил 2,8 млрд рублей, или 6,7% от всего отечественного рынка экспресс-доставки. На постоматы приходится 38% всех заказов, которые покупатели забирают самостоятельно.

Лидером рынка постоматов в России является компания PickPoint, ее доля оценивается в 80%. Крупными игроками являются QIWI Post и LogiBox.

Прокомментировать
Читайте также
Евгения Винокурова
Старший аналитик, РБК Исследований рынков
04/03/2021
Как изменился объем и структура рынка в российском ecommerce в 2020 году. Аналитика РБК
Как изменился объем рынка в целом? Какие показатели у отдельных сегментов? Аналитика РБК ... Подробнее
20/01/2021
Что будет с ecommerce в 2021, 2022 и 2023? Описываем непростое, но интересное будущее 5
Во всем мире розничная торговля как отрасль станет почти как в Китае, расходы на возврат непонравившихся товаров превысят ВВП большинства стран мира. России предсказывают рост онлайн-продаж и ужесточение правовых норм... Подробнее
ArtVirus
22/07/2015
Переправка партии из США 8
kaavain:

Да все они одинаковые. В поиске "сборные грузы из США".

Спасибо за наводку
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
24/04/2015
Amazon сыграет в багажник
Amazon, совместно с Audi и DHL, разработал новый метод доставки: непосредственно в багажник машины заказчика. Участниками пилотного запуска станут пользователи программы Prime в Германии. В случае успеха, доставку в автомобиль смогут заказывать члены Prime по всему миру... Подробнее
22/04/2015
Интернет из каждого утюга
К 2020 году число подключенных к Интернету устройств, за которыми не стоит живой пользователь, достигнет 50 млрд, а объем в денежном выражении - $8 трлн... Подробнее