подписка
Подписаться
04/03/2015

Казахстан ждет новых игроков

Бизнес-аналитик "Интервеб" Олег Дергилёв представил обзор состояния и перспектив различных связанных с Интернетом рынков Республики Казахстан. В последние годы этот сектор экономики страны принято считать ожидающим быстрого, возможно, многократного роста. Однако, несмотря на прогнозы экспертов и готовность инвесторов вкладывать деньги в отрасль, прорыва не случается.

Несколько десятков интернет-компаний Республики, в числе которых и интернет-магазины, и различные сервисы, объединены в Ассоциацию казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции.    

ТОП-10 казахстанских интернет-компаний по версии Forbes

Объем электронной торговли Казахстана оценивается в $1,5 млрд. Отрасль показывает среднегодовой рост на уровне 25% и составляет 1% от общего объема розничной торговли в стране.

При этом на долю местного интернет-бизнеса приходится лишь 10% от общих продаж в стране. Казахстанцы предпочитают покупать в зарубежных интернет-магазинах. Однако следует отметить, что из-за малой прозрачности этого бизнеса и большого числа игроков, совмещающих интернет-торговлю с реальными каналами продаж, достоверность оценки остается под вопросом.

География закупок товаров в интернет-магазинах казахскими пользователями в 2012 г

Поскольку самая большая доля пользователей Интернета приходится на крупные города страны (Алматы – 24%, Астана – 12%, Караганда – 10%), предсказуемо, что треть всех транзакций интернет-торговли обеспечивают Астана и Алматы. При этом, в среднем, жители страны тратят на покупки в Сети $19 на человека в год, что примерно в 5 раз ниже, чем в России, хотя уровень доходов населения сопоставим.

В Казахстане эмитировано свыше 10 млн банковских карт и доступны различные виды расчетов. 50%-70% жителей страны (по разным данным) имеют доступ к интернету. Однако лишь 11% пользователей Сети совершают покупки онлайн. Таким образом, потенциал у этого сегмента в Казахстане огромен. Только до российских показателей ему предстоит вырасти в 4-5 раз.

Покупать в Интернете казахстанцы предпочитают услуги мобильных операторов, железнодорожные и авиабилеты, а также охотно пользуются услугами скидочных сервисов. При этом доля товарных приобретений остается очень низкой.

Распределение интересов пользователей в онлайн-покупках

Такое распределение свидетельствует о неразвитости сегмента в первую очередь с логистической точки зрения. Сейчас к решению этой проблемы подключена "Казпочта", планируется установка почтоматов и внедрение систем мобильных платежей.

Девальвация национальной валюты в 2014 году вынудила многих интернет-предпринимателей приостановить или вовсе свернуть работу, поскольку их бизнес оказался под угрозой. В настоящее время в ТОП-10 казахстанских интернет-ритейлеров входят, в основном, магазины электроники и бытовой техники: alser.kz, sulpak.kz, hit.kz, alsi-online.kz и др., два магазина одежды и аксессуаров: lamoda.kz, thesprezzatura.com и продуктовый магазин arbuz.kz. Местные каталоги продающих сайтов не предлагают отбор по параметрам. Так что конкуренции на рынке пока очень слаба.

Значительное влияние на интернет-торговлю в стране оказывает Китай, имеющий с Казахстаном общую границу. Однако покупки в китайских интернет-магазинах не стали в стране массовым явлением, как это произошло в России. Лишь немногие жители  делают заказы в Китае напрямую или через посредников.

65% пользователей интернета в Казахстане – это люди моложе 35 лет. Аудитория образована: 40% закончили высшие учебные заведения, 24% – техникумы колледжи и т.д. По статистике других стран, именно так выглядит идеальная аудитория для интернет-магазинов.

Аудитория Казахстана по возрасту

В Казахстане очень высок уровень проникновения мобильного интернета. Суммарная абонентская база составляет почти 150% населения, то есть жители Республики используют единовременно услуги разных провайдеров. Подключением к мобильному интернету пользуются 11,5 млн казахстанцев. Однако оценить количество смартфонов в стране невозможно. По одним данным оно составляет около 355 тыс. штук, по другим – 4,5 млн. Но продажи смартфонов в стране растут, а вместе с ними и аудитория. Так что страна готова к современным трендам в мобильной ecommerce.

В целом, можно сказать, что практически во всех сегментах интернет-торговли Казахстана остаются ниши для создания и продвижения новых компаний. С одной стороны, это обусловлено перспективами роста покупательской аудитории, а с другой – низким профессиональным уровнем местных игроков.

Прокомментировать
Читайте также
burlakov
26/03/2015
Инновационная технология обслуживания клиентов ресторана с выдачей ими наилучших заказов через Интернет 21
Спасибо за Ваши советы. Но я не вижу здесь неразрешимых проблем. Понятно, что разработку установочного пакета предлагаемой технологии нужно начать с того, чтобы выяснить, существует ли вообще универсальный софт для ресторанного бизнеса, имеющий модульную структуру и используемый многими рестораторами. Если существует, то тогда нужно конечно же ориентироваться на стыковку с ним. А если его нет, то тогда нам следует создать автономный установочный пакет с настраиваемым интерфейсом под стыковку с любым ресторанным онлайн-софтом. А что тут еще можно придумать. Главное все же, чтобы эта услуга оказалась нужной, полезной и легко реализуемой для ресторатора, а не то, находится ли тот у кого-то на аутсорсинге или нет. Свернуть
Спасибо за Ваши советы. Но я не вижу здесь неразрешимых проблем. Понятно, что разработку установочного пакета предлагаемой технологии нужно начать с того, чтобы выяснить, существует ли во Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции
05/03/2015
Twitter отчитается по каждому твиту
Социальная сеть тестирует инструмент для отслеживания количества просмотров отдельных твитов и их элементов. Он позволит ускорить доступ к статистике... Подробнее
03/03/2015
Китай ужесточает контроль
В Китае новые правила по регистрации пользователей в сети привели к удалению более 60 тысяч онлайн-аккаунтов крупнейшими интернет-компаниями - Alibaba, Tencent, Baidu... Подробнее
02/03/2015
Как платье продвинуло бренды в Интернете
Интернет-магазины, учитесь, как можно проводить маркетинг в Интернете на пустом месте! Без особых затрат... Подробнее
ips2014
28/02/2015
Создание совершенной технологии торговли недвижимостью - это абсолютно реально 19
насколько
burlakov:

риэлторы являются гуру в сфере торговли недвижимостью
, настолько успешные они риэлторы. Это аксиома. И ещё аксиома: не все риэлторы успешны. Покупатель или продавец очень редко получает именно наилучший результат. Да наилучший и не нужен. Нужен просто приемлемый результат. Ведь известно, что ЛУЧШЕЕ - ВРАГ ХОРОШЕГО... Любая покупка недвижимости - это в каком-то смысле всегда лотерея... Спорить и обсуждать мне лично нечего. Абсолютно понятно, что АВТОРу очень хочется применить СВОЙ программный инструментарий. Поражает его упорство и упрямство. Но, сорри, это истинная проблема АВТОРА, а не торговцев недвижимостью, истина которых - в деньгах
8) Свернуть
насколько burlakov:риэлторы являются гуру в сфере торговли недвижимостью , настолько успешные они риэлторы. Это аксиома. И ещё аксиома: не все риэлторы успешны. Покупатель или продавец о Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции