Казахстан ждет новых игроков
Бизнес-аналитик "Интервеб" Олег Дергилёв представил обзор состояния и перспектив различных связанных с Интернетом рынков Республики Казахстан. В последние годы этот сектор экономики страны принято считать ожидающим быстрого, возможно, многократного роста. Однако, несмотря на прогнозы экспертов и готовность инвесторов вкладывать деньги в отрасль, прорыва не случается.
Несколько десятков интернет-компаний Республики, в числе которых и интернет-магазины, и различные сервисы, объединены в Ассоциацию казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции.
ТОП-10 казахстанских интернет-компаний по версии Forbes
Объем электронной торговли Казахстана оценивается в $1,5 млрд. Отрасль показывает среднегодовой рост на уровне 25% и составляет 1% от общего объема розничной торговли в стране.
При этом на долю местного интернет-бизнеса приходится лишь 10% от общих продаж в стране. Казахстанцы предпочитают покупать в зарубежных интернет-магазинах. Однако следует отметить, что из-за малой прозрачности этого бизнеса и большого числа игроков, совмещающих интернет-торговлю с реальными каналами продаж, достоверность оценки остается под вопросом.
География закупок товаров в интернет-магазинах казахскими пользователями в 2012 г
Поскольку самая большая доля пользователей Интернета приходится на крупные города страны (Алматы – 24%, Астана – 12%, Караганда – 10%), предсказуемо, что треть всех транзакций интернет-торговли обеспечивают Астана и Алматы. При этом, в среднем, жители страны тратят на покупки в Сети $19 на человека в год, что примерно в 5 раз ниже, чем в России, хотя уровень доходов населения сопоставим.
В Казахстане эмитировано свыше 10 млн банковских карт и доступны различные виды расчетов. 50%-70% жителей страны (по разным данным) имеют доступ к интернету. Однако лишь 11% пользователей Сети совершают покупки онлайн. Таким образом, потенциал у этого сегмента в Казахстане огромен. Только до российских показателей ему предстоит вырасти в 4-5 раз.
Покупать в Интернете казахстанцы предпочитают услуги мобильных операторов, железнодорожные и авиабилеты, а также охотно пользуются услугами скидочных сервисов. При этом доля товарных приобретений остается очень низкой.
Распределение интересов пользователей в онлайн-покупках
Такое распределение свидетельствует о неразвитости сегмента в первую очередь с логистической точки зрения. Сейчас к решению этой проблемы подключена "Казпочта", планируется установка почтоматов и внедрение систем мобильных платежей.
Девальвация национальной валюты в 2014 году вынудила многих интернет-предпринимателей приостановить или вовсе свернуть работу, поскольку их бизнес оказался под угрозой. В настоящее время в ТОП-10 казахстанских интернет-ритейлеров входят, в основном, магазины электроники и бытовой техники: alser.kz, sulpak.kz, hit.kz, alsi-online.kz и др., два магазина одежды и аксессуаров: lamoda.kz, thesprezzatura.com и продуктовый магазин arbuz.kz. Местные каталоги продающих сайтов не предлагают отбор по параметрам. Так что конкуренции на рынке пока очень слаба.
Значительное влияние на интернет-торговлю в стране оказывает Китай, имеющий с Казахстаном общую границу. Однако покупки в китайских интернет-магазинах не стали в стране массовым явлением, как это произошло в России. Лишь немногие жители делают заказы в Китае напрямую или через посредников.
65% пользователей интернета в Казахстане – это люди моложе 35 лет. Аудитория образована: 40% закончили высшие учебные заведения, 24% – техникумы колледжи и т.д. По статистике других стран, именно так выглядит идеальная аудитория для интернет-магазинов.
Аудитория Казахстана по возрасту
В Казахстане очень высок уровень проникновения мобильного интернета. Суммарная абонентская база составляет почти 150% населения, то есть жители Республики используют единовременно услуги разных провайдеров. Подключением к мобильному интернету пользуются 11,5 млн казахстанцев. Однако оценить количество смартфонов в стране невозможно. По одним данным оно составляет около 355 тыс. штук, по другим – 4,5 млн. Но продажи смартфонов в стране растут, а вместе с ними и аудитория. Так что страна готова к современным трендам в мобильной ecommerce.
В целом, можно сказать, что практически во всех сегментах интернет-торговли Казахстана остаются ниши для создания и продвижения новых компаний. С одной стороны, это обусловлено перспективами роста покупательской аудитории, а с другой – низким профессиональным уровнем местных игроков.
риэлторы являются гуру в сфере торговли недвижимостью
Свернуть