Китай во главе мировой интернет-торговли
Внимание мировой электронной коммерции приковано к Китаю. Согласно данным исследования Bain & Company, рост интернет-рынка в стране в ближайшие несколько лет втрое превысит среднемировые показатели. В то время как во всем мире наблюдается тенденция к понижению роста продаж, в Поднебесной бум продолжается, показывая ежегодное увеличение на 25%.
Фактически, к 2018 году на долю Китая будет приходится почти половина всего оборота интернет-торговли в мире. Согласно прогнозам eMarketer, в мировом обороте интернет-торговли к 2018 году она составит 40% и достигнет $1 трлн, превзойдя тем самым США. Проникновение наблюдается во всех категориях. На 20% вырос оборот электроники, на 18 – одежды, обуви и аксессуаров. Характерно, что в Сети увеличился потребительский спрос на продукты – рост в этой сравнительно новой для Китая категории составил 3%.
Чтобы понять масштабы китайского феномена интернет-коммерции, стоит отметить отлаженную систему платежей, которая делает покупки в Интернете вполне жизнеспособной альтернативой традиционной торговле. Независимые платежные системы в стране стандартизированы, и это без сомнения предмет для гордости. Достаточно отметить, что в 2013 году только транзакции через Alipay составили 3,5 трлн юаней, что в втрое больше, чем обработал за тот же период PayPal.
Аналогичная ситуация наблюдается и в логистике. Только в прошлом году компании экспресс-доставки перевезли 9,2 млрд отправлений. Причем шесть крупнейших из них доставляли до 1 млн посылок в день. Такие объемы позволили этим компаниям снизить стоимость доставки почти вдвое. Благодаря значительным инвестициям в логистику, на сегодняшний день крупные китайские интернет-компании могут доставлять товары покупателям в большие города 2-3 дня, а в отдаленные районы – 4 дня.
Для доставки большое значение имеет организация "последней мили", и китайские интернет-магазины успешно справились с задачей благодаря инновационным и стратегическим решениям. Так Taobao, к примеру, заключил контракт с "Почтой Китая" и использует ее отделения и пункты выдачи. JD.com пошел другим путем, используя автоматы, автомобили доставки, а также культурные центры, ночные магазины и киоски на автобусных остановках.
Что касается покупательской аудитории в стране, то здесь можно с уверенностью сказать, что она переходит в плоскость мобильно шопинга. И если в прошлом году Китай стал крупнейшим рынком интернет-коммерции, то в ближайшем будущем он явно поборется за первенство по части мобильных продаж. Аналитики Bain & Company выявили, что 80% китайских интернет-покупателей, в прошлом году совершили хотя бы одну покупку с мобильного устройства, а 20% – совершают такие покупки еженедельно.
В день Холостяка и больших скидок оборот Alibaba Group составил $9,3 млрд. Характерно, что если общий объем продаж в этот день вырос по сравнению с распродажей 2013 года на 60%, то объем покупок, сделанных с мобильных устройств, увеличился на 300%. 11 ноября на сайты Alibaba зашли посетители примерно из 200 стран мира. Знаковым можно считать и то, что в этот день увеличились продажи и в обычных магазинах, и причиной тому послужила реклама в таких социальных медиа, как Youku и Weibo.
Ритейлеры открыли для себя, что в поведении пользователей важен не только сам факт покупки. Процесс начинается с того, что пользователь ищет товар в Сети. 50% китайцев именно так и поступают. Цена товара по-прежнему является главным интересом покупателей, но, тем не менее, когда речь заходит об одежде и некоторых других категориях, на первое место выходит качество. И, наконец, покупателям свойственно отстаивать правильность своего выбора перед другими пользователями – а это реклама в социальных сетях и положительные отзывы о товаре.
Как и на любом развивающемся рынке, в электронной коммерции Китая есть крупные игроки, конкурировать с которыми начинающие компании могут только за счет инновационных решений и эксклюзивных предложений. В любом случае, по мнению специалистов Bain & Company завоевывать китайский рынок нужно именно в Интернете. По данным Nielsen, именно китайцы будут активнее всего покупать импортную продукцию. Даже главный американский конкурент Alibaba Amazon застолбил себе место на китайской площадке.