подписка
Подписаться
28/10/2014

75% Е5.ru выставлены на продажу

75% Е5.ru выставлены на продажу

Владелец сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", компания X5 Retail Group, решила продать 75% интернет-магазина Е5.ru. Как сообщают "Ведомости", группа получила несколько предложений, в том числе и от Wikimart, но решение пока не принято.

В Wikimart подтверждают заинтересованность в Е5.ru. «Мы действительно обсуждаем инвестиции в E5. Речь идет не о покупке целиком, а о создании совместного предприятия, в котором мы можем получить 75%», – сообщил журналистам издания гендиректор и совладелец Wikimart Максим Фалдин. Он добавил, что потенциальным инвесторам обещано, что они по-прежнему смогут использовать инфраструктуру X5 Retail. Для Wikimart это означало бы получить доступ к миллионам покупателей в регионах.

Эксперты считают, что сумма сделки составит $10-40 млн. Представитель X5 Retail Group Владимир Русанов и Фалдин отказались комментировать эти цифры.

Аналитик ИК "РУСС-ИНВЕСТ" Мария Шишкина, считает, что решение группы о продаже E5.ru вызвано тем, что пока еще оценка активов в розничной торговле России является довольно высокой, поэтому реализовать его можно по достаточно адекватной ценам. Однако по мере дальнейшего падения рубля и ухудшения макроэкономической конъюнктуры, особенно в плане ухудшения конъюнктуры доходов населения, оценка объектов розничной торговли будет снижаться, даже если это будут и интернет-магазины.

 "Учитывая финансовые показатели е5.ru и динамику роста оборота, на мой взгляд оценка в $30-40 млн. долларов является справедливой с учетом текущего дисконта на рынке", – заявила Шишкина oborot.ru. По ее словам, стоит учесть, что в плане интернет-магазинов падение спроса в первую очередь будет происходить в сегменте продовольствия и потребительских товаров. "Например, у "МВидео" также есть направление интернет-ритейлинга, однако обороты тут растут более устойчиво, пусть они и умеренные. Поэтому интернет-торговля по многим актуальна именно для торговли товарами длительного пользования", – добавила Шишкина.

А вот аналитик ИК "Финам" Максим Клягин не столь оптимистичен в сумме, которую X5 Retail Group может выручить за свой онлайн-проект. В комментарии oborot.ru он оценил сумму, за которую будет продана доля данного интернет-магазина, ближе к $10 млн. "В целом при оценке стоит исходить из показателя "0,3% выручки за 2013 год". Это обычный мультипликатор сейчас для ритейла. Ну, может быть, небольшая премия положена за то, что E5.ru работает в быстрорастущем сейчас онлайн-сегменте", – сказал он.

По его словам, он ожидал, что E5.ru останется в рамках группы, однако логику продажи можно понять. "В среднесрочной перспективе компанию ждут не особо благоприятные времена. Сейчас в ритейле, а особенно в интернет-ритейле, много рисков", – сообщил Клягин. Он добавил, что видимо, Х5 Retail Group стремится сократить издержки и резать «косты», избавляясь от не совсем профильных активов, чтобы освободить ресурсы и направить деньги на основные генерирующие направления.

Клягин считает, что компания оставит часть акций и будет в какой-то способ принимать участие в дальнейшей жизни E5.ru, чтобы оставаться в курсе того, что происходит на онлайн-рынке. "С прицелом на то, чтобы при благоприятной конъюнктуре можно было бы максимально комфортно вернуться в онлайн. Правда, каким образом будет проходить такое возвращение – пока сложно сказать", – подытожил он.

Потенциальный покупатель получит контроль над 2 тыс. пунктов в «Перекрестках» и «Пятерочках» Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Самары, Тюмени, Сочи, Челябинска и других городов. В течение года их количество может вырасти до 5 тыс. Кроме этого, E5.ru принадлежит склад в Чехове (Московская область). Товары из него доставляются либо в магазины группы, либо напрямую покупателям.

Интересно, что X5 Retail уже не первый раз избавляется от онлайн-бизнеса. В 2010 г. ритейлер продал компанию "Айти бизнес", управлявшую несколькими интернет-магазинами, купленную годом ранее. Причина – желание хочет сконцентрироваться на повышении эффективности основного бизнеса.

Но, уже в 2012 г., компания решила с нуля создать интернет-магазин и запустила E5.ru. Онлайн-проект X5 Retail Group – это виртуальный гипермаркет непродовольственных товаров с широким ассортиментом: книги, канцтовары, электроника, бытовая техника, товары для дома, косметика и даже одежда. Проект был вписан в офлайновую инфраструктуру X5: точки выдачи открывались супермаркетах "Перекресток", доставка тоже была интегрирована с общей логистикой сети.

К концу 2012 года Е5.ru уже имел 3,5 тыс. заказов за день и суточную посещаемость сайта – 150 тыс. уникальных посетителей. По итогам 2013 года продажи Е5.ru выросли на 185% до 1,43 млрд рублей и составили 0,3% от общих продаж компании. По количеству заказов E5.ru вошла в 2013 году в пятерку крупнейших интернет-магазинов РФ. Сейчас ассортимент ИМ насчитывает 1,8 млн непродовольственных товаров.

В этом году рост резко замедлился, а в III квартале 2014 г. выручка уже упала на 30% к уровню годичной давности, а количество покупок  в 3 разадо 0,1 млн. По итогам 9 месяцев 2014 г. выручка E5.ru увеличиласт лишь на 5,5%, составив 869,3 млн рублей.

По мнению партнера сооснователя и управляющего партнера аналитического агентства Data Insight Бориса Овчинникова, причина ухудшения показателей в X5 Retail может быть в том, что группа была не удовлетворена масштабами и темпами роста своего онлайн-проекта, взяла паузу на доработку стратегии – и проект, оказавшийся в подвешенном состоянии, затормозил. Главным преимуществом E5.ru является наличие доступа к магазинам Х5 Retail и возможности контакта с многомиллионной аудиторией "Пятерочек" и "Перекрестков". По мнению Овчинникова, без этого ресурса актив не был бы интересен кому-то из российских интернет-ритейлеров.

Ранее СМИ сообщали, что онлайн-магазин E5.ru может быть закрыт, поскольку главный акционер X5 Retail Group Михаил Фридман решил сохранить в составе группы только прибыльные проекты.

Прокомментировать
Читайте также
krasnaya mechta
10/11/2014
расходная часть у ИМ (офис, КС, доставка, ведение бухучета, реклама) 8
2Фролик

Фролик:

Клиенты любят спрашивать: где Вы находитесь?

В Африке, в Лимпопо)

По моему глубоко субъективному мнению, в нашей области единственное во что можно и нужно вкладывать - IT и брендинг
Все остальное не заслуживает внимания, имхо Свернуть
2Фролик Фролик:Клиенты любят спрашивать: где Вы находитесь? В Африке, в Лимпопо) По моему глубоко субъективному мнению, в нашей области единственное во что можно и нужно вкладывать - Еще...
Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент
28/10/2014
Мобильные платежи резко увеличат рождественские продажи
Онлайн-магазины США прогнозируют прибыль в $100 млрд в четвертом квартале 2014 года... Подробнее
27/10/2014
Amazon мелеет
Чистый убыток Amazon в III квартале составил $437 млн. Это рекордные потери за 14 лет. Год назад убытки составляли $41 млн. Причины -- амбициозные программы развития компании... Подробнее
Екатерина Мереминская, Игорь Бахарев
27/10/2014
Минусы распродаж: как не остаться без штанов
О том, как участники "киберпонедельников" бьют рекорды по продажам и остаются в шоколаде, мы писали уже много. Сегодня - материал о минусах и рисках распродаж. Как надо действовать, чтобы скидки не нанесли вам ущерба и не отпугнули клиентов? ... Подробнее
El Bandi
10/10/2014
Всеволод Страх, основатель интернет-гипермаркета «Сотмаркет» 1
Существующие рейтинги интернет-магазинов ничего не говорят об истинном положении дел на рынке: они лишь плодят неэффективные бизнесы, заставляя предпринимателей и инвесторов разгонять обороты компаний ради попадания в заветные топ-листы. Всеволод Страх, основатель интернет-гипермаркета «Сотмаркет», уверен, что место мнимых критериев успешности должны занять действительно важные для измерения эффективности онлайн-торговли метрики.

«Сотмаркет» входит в топ-10 крупнейших интернет-магазинов России по обороту. Это один из пяти самых посещаемых сайтов среди онлайн-торговцев. У нас более 1 тыс. пунктов выдачи по всей стране. Но что вся эта информация даст вам для оценки нашего бизнеса? Скажет ли вам об эффективности нашей работы? Об устойчивости компании? О ее перспективах?Нет, нет и еще раз нет. Традиционная — на основе рейтингов — система оценки интернет-компаний безнадежно устарела. В гонке за красивыми цифрами и местами на электронном олимпе мы забываем о действительно важных вещах.

Первый мнимый показатель успешности — оборот. Да, он косвенно свидетельствует о размерах бизнеса. Но если вы не знаете внутреннюю структуру компании, не представляете себе, какая в данной нише установлена средняя маржинальность, данные по обороту могут вас жестоко обмануть. Так, например, у «Сотмаркета» 2012 и 2013 годы были сопоставимы по размеру оборота. Но за счет изменения структуры продаж (мы добавили новые категории) у нас кардинальным образом поменялась и внутренняя кухня, и нормы выручки, и товарные запасы. И чувствовать себя мы стали куда увереннее, хотя вы об этом никогда не узнаете, если будете оценивать нас в абсолютных цифрах оборота. Хуже всего в плане оценки бизнеса по обороту обстоит дело с агентским бизнесом — продажей турпутевок, билетов и т. п. Самые впечатляющие обороты и при этом самая скромная комиссия, размер которой в большинстве случаев компания даже не в силах регулировать — ее устанавливают внешние партнеры.


Еще один лжепоказатель, которым так любят оперировать, это сеть присутствия. Но мы убедились на собственном опыте, что эта метрика — фикция с точки зрения оценки эффективности бизнеса. Был этап, когда «Сотмаркет» наращивал региональную сеть крайне быстро: мы открывали по нескольку новых пунктов выдачи в неделю. Но знаете что? Не было ни одного города-миллионника, в котором содержать собственные пункты выдачи было бы сильно выгодно. Практически в 100% случаев мы делали это для поддержания бренда — для того, чтобы растить лояльных покупателей. И практически всегда доставка и выдача в миллионниках стоила бы нам дешевле, если бы мы просто пользовались инфраструктурой транспортных компаний. Фраза «У нас более 1000 пунктов выдачи по всей стране» красиво звучит со стороны — сразу кажется, что имеешь дело с крупным бизнесом. Но чаще всего за этим стоят огромные убытки и крайне неэффективный операционный блок компании.

Честнее было бы оценивать прибыль, конечно. Только кто же вам ее раскроет? Не принято. Как тогда быть? Есть ли другие, более прозрачные критерии оценки здоровья интернет-компании? На мой взгляд, есть. Только нужно уметь их правильно интерпретировать.

Первый показатель, на который я всегда обращаю внимание,— конверсия сайта в целом и показатель отказов в частности. Она о многом может сказать вам. Насколько быстро работает сайт, хорошо ли удается обращаться с контентом и отвечать на запросы целевой аудитории. Проблема в том, что этот показатель нельзя использовать вне привязки к каналам продаж. У сайтов, которые делают ставку на работу с базой постоянных клиентов, конверсия всегда будет во много раз выше, чем у порталов, которые привлекают трафик с канала CPA-сетей. Но если сравнить, допустим, показатели только по «Яндекс.Директу» для того и другого случая, можно сразу понять реальную картину и то, какой из сайтов способен эффективнее привлекать и удерживать клиентов.

Второй важной метрикой для интернет-бизнеса я считаю соотношение созданных заказов и заказов выполненных. Этот показатель, как никакой другой, обнажает все болевые точки бизнеса: насколько оперативно работают закупки, насколько точно составлен ассортимент. При наличии малейшего какого-то опыта в онлайн-торговле можно даже понять, какого размера склад у интернет-магазина и есть ли у него внятная система автоматизации сборки заказов.

Логистика и ее эффективность или, наоборот, неэффективность критичным образом влияет на показатель выполняемости заказов. Эта пропорция, впрочем, тоже не может быть универсальной для всего рынка. По моему мнению, ее необходимо считать для конкретных ниш (а в случае, если вы оцениваете гипермаркет, разделять категории по направлениям товаров). Так, для одежды должны быть свои стандарты — сколько заказов из созданных должно реально выполняться: покупатель склонен долго выбирать товар, а потом и вовсе передумать совершать покупку. В то же время выполняемость заказов по категории «Книги», например, совершенно точно будет лучше — тут практически невозможно ошибиться с выбором.

И наконец, третья цифра, которую я предлагаю использовать для оценки интернет-магазинов, — соотношение заказов от новых клиентов и заказов от постоянной базы покупателей. Не знаю, нужно ли как-то комментировать этот показатель. Скажу лишь, что сегодня далеко не все магазины вообще учитывают у себя эту метрику. Но при этом я не знаю ни одного столь же эффективного способа узнать, как дальше будет жить ваш магазин, будет ли он процветать или закроется через пару лет.

Конечно, вы можете привести мне еще несколько десятков правильных во всех смыслах метрик. И долю маркетинговых расходов в общих затратах компании. И текучку персонала. И темпы роста клиентской базы. Правда, по моему мнению, большинство из этих метрик будут сильно колебаться в зависимости от стадии развития компании, а также от того, насколько амбициозны ее руководители и насколько щедры ее инвесторы. Очевидно одно: нам, то есть представителям онлайн-индустрии, нужно пересмотреть стандартный подход к оценке нашего рынка. И возможно, обратить внимание на новых лидеров, которые зададут верные, а не мнимые стандарты индустрии.



http://www.kommersant.ru/doc/2582658 Свернуть
Существующие рейтинги интернет-магазинов ничего не говорят об истинном положении дел на рынке: они лишь плодят неэффективные бизнесы, заставляя предпринимателей и инвесторов разгонять обо Еще...
Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент