Продажи E5.ru упали вдвое
Интернет-магазин E5.ru одного из крупнейших российских ритейлеров, компании X5 Retail Group (входят сети офлайн-магазинов "Пятерочка", "Перекресток", " Карусель", "Экспресс"), продолжает ухудшать свои показатели. Так, если вся компания показала рост чистой выручки в третьем квартале 2014 года (по сравнению с III кварталом 2013 года) на 23% до 152 млрд руб., то E5.ru – падение на 30,4% до 288 млн руб.
Количество покупок на Е5.ru падает. За июль-сентябрь оно сократилось на 46,5% до 100 тыс. Тогда как в целом по компании – рост на 14,2% до 536,5 млн. Самым провальным в III квартале для интернет-магазина оказался сентябрь – покупки упали на 60% (по сравнению с сентябрем 2013 года). Начало осени оказалось трудным для торговли. В сентябре количество покупок упало и в офлайн-сети "Перекресток", но в сетях магазинов более низкой ценовой категории – "Пятерочка", "Карусель" и "Экспресс" – продемонстрировало положительную динамику : 9,5%, 4,7% и 2,8% соответственно.
Средний чек на E5.ru растет – на 13,3% до 1658 рублей в среднем за III квартал. По всей компании – рост на 7,8% до 324 руб.
"Действительно, результаты по операционным показателям за третий квартал достаточно слабые", – рассказал Oborot.ru аналитик ИК "Финам" Максим Клягин.
Он объясняет это как внешними факторами, общей сложной конъюнктурой и снижением потребительского спроса, так и изменением акцентов внутри компании. "Возможно, приоритетом стали традиционные направления и меньше внимания сейчас уделяется продвижению онлайн-проекта", – говорит Клягин.
Тем не менее, по словам аналитика, это еще не повод закрывать проект. "Не думаю, что это станет причиной, чтобы серьезно пересмотреть свою стратегию развития онлайн-направления. вряд ли компания, учитывая общий тренд роста дистанционных продаж на рынке в целом будет отказываться от такой крупной площадки", – пояснил Клягин. Временное смещение в сторону других приоритетов в текущей ситуации он называет "вполне естественным".
Онлайн-проект X5 Retail Group открылся в феврале 2012 года. Это виртуальный гипермаркет непродовольственных товаров с широким ассортиментом: книги, канцтовары, электроника, бытовая техника, товары для дома, косметика и даже одежда. Проект был вписан в офлайновую инфраструктуру X5: точки выдачи открывались супермаркетах "Перекресток", доставка тоже была интегрирована с общей логистикой сети. К концу 2012 года Е5.ru уже имел 3,5 тыс. заказов за день и суточную посещаемость сайта – 150 тыс. уникальных посетителей. Но затем динамика ухудшилась. По итогам 2013 года продажи Е5.ru выросли на 185% и составили 0,3% от общих продаж компании. По количеству заказов E5.ru вошла в 2013 году в пятерку крупнейших интернет-магазинов РФ – 1431 млн руб.
Однако уже в апреле 2014 года появились прблемы. Агентство РБК сообщило, онлайн-магазин E5.ru может быть закрыт, поскольку главный акционер X5 Retail Group Михаил Фридман решил сохранить в составе группы только прибыльные проекты. Официально в компании подчеркнули, что решение еще не принято. А эксперты Oborot.ru объяснили, что не стоит оценивать пользу от интернет-магазина только по его чистой прибыли. Клиент Е5.ru, явившись в точку выдачи в супермаркете, нередко покупает еще что-нибудь, просто потому что он уже пришел в "Перекресток". Таким образом, интернет-проект увеличивает покупательский поток в офлайновой сети, отмечал сооснователь и управляющий партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. "Если предполагать, что Е5.ru закроют из-за его убыточности, то такое решение выглядит недостаточно продуманным, – сказал Овчинников. – E5.ru – это уже достаточно известный бренд, у него есть собственная ценность".
Продать магазин компания вряд ли захочет и сможет, поскольку сложно найти покупателя. "Вряд ли сейчас, в таком достаточно сложном моменте для рынка они смогут найти покупателя на проект, который еще находится в статусе развивающегося", – говорит Клягин.