Консолидируйся или умри
Небольшие интернет-компании по всему миру будут в испытывать всё большую конкуренцию со стороны крупных межнациональных игроков, считают эксперты. Россия не станет исключением из этого тренда. Рост финансовых рынков на Западе и в Азии обеспечивает, помимо прочего, большой приток средств в крупнейшие интернет-компании, давая им возможность для экспансии на зарубежные рынки. Это создаёт стратегические угрозы для местных компаний. Одно из решений – становиться крупнее, что можно сделать путём слияний.
Это понимают и на других относительно неразвитых рынках, например, таких, как южноафриканский. Многолетние соперники на рынке электронной коммерции Южной Африки – Kalahari и Takealot – решили объединить усилия, чтобы защитить свои позиции от зарубежных конкурентов.
На интернет-торговлю здесь приходится всего 1,3% от общей торговли потребительскими товарами. Тем привлекательнее подобные перспективные и ещё не до конца поделённые рынки для крупных иностранных компаний. “Канал обладает большим потенциалом роста, если учесть, что на развитых рынках, таких как США и Великобритания, онлайн-ритейл достигает 14% от всего рынка потребительских товаров“, говорится в совместном заявлении компаний.
“Этот шаг был обусловлен тем, что без масштаба южноафриканские интернет-ритейлеры просто не могут успешно конкурировать с… иностранными компаниями, такими как Amazon и Alibaba“, говорится также в этом заявлении. После нескольких лет убытков мы поняли, что должны работать вместе, если хотим выжить и процветать, пояснил старший исполнительный директор Kalahari Оливер Риппель. “Если вы также примете в расчёт неравные условия по сравнению с зарубежными операторами, которые не платят налог в Южной Африке, и тот факт, что высокие расходы на широкополосную связь препятствуют быстрому росту числа местных онлайн-покупателей, объединение усилий даёт нам больше шансов на успех“, добавил он.
Сумма сделки не разглашается, а сама она должна получить одобрение Комиссии по конкуренции.
Формально всё это выглядит как поглощение, поскольку Takealot, получившая $100 млн инвестиций от венчурной группы Tiger Global Management, и полтора месяца назад приобретшая онлайн продавца модной одежды Superbalist.com, интегрирует сайт Kalahari.com. Но на выходе получается равноправие обоих участников сделки. Владелец Kalahari компания Naspers получит свою часть акций у Tiger, и у обоих владельцев будет по 41% объединённого бизнеса.
В России консолидация рынка тоже набирает обороты. Летом объединились, перейдя на общую акцию, онлайн-магазины "Ютинет","Сотмаркет" и Е96. Образовавшаяся в итоге "Платформа ЮТИНЕТ.РУ" должна стать четвёртым по величине игроком на рынке электронной торговли России. Здесь восторжествовал тот же принцип синергии и экономии на операционных расходах, при сохранении существующих брендов.
Не дремлют и их конкуренты. “Консолидация рынка уже началась, и это не только история с объединением трех компаний в “Ютинет”. Например, мы купили офлайновую сеть “Терминал.ру”, и это не последняя наша покупка “, сообщил генеральный директор Wikimart Максим Фалдин.
Учитывая, что перспективы онлайн-торговли, по некоторым исследованиям, остаются неплохими, процессы слияний и поглощений должны продолжиться.
Социальные интернет-сервисы Pinterest и Polyvore расширили эту концепцию — здесь пользователи могут размещать изображения товаров, услуг или вещей, которые их интересуют. В результате получается некая сетка рекомендованных продуктов. Согласно статистике, при таком типе презентации продуктов количество покупок растет. По результатам исследования компании Gartner, 59% потребителей сделали покупки, увидев товар или услугу на доске рекомендаций Pinterest. На долю сервиса Polyvore приходится 20% всего онлайн мерчандайзинга в социальных сетях.
Эти данные привлекли внимание Staples — второго по величине онлайн ритейлера. Staples использовали Pinterest и Polyvore в рамках программы редизайна своих интернет-магазинов и физических торговых точек. Используя стратегии ассиметричного мерчандайзинга и опираясь на научно-исследовательские данные о психологии и поведении потребителей, компания Staples поставила задачу упростить выбор товаров на своих сайтах и в своих магазинах.
Арун Арора, главный вице-президент по электронной коммерции Staples, рассказал на собрании Национальной Федерации Ритейлеров (NRF) о том, как его компания использовала идею «курирования», чтобы помочь покупателям, перегруженным информацией, принимать решения о покупке быстрее и проще.
Для редизайна физических магазинов компания Staples пошла на сокращение огромного ассортимента товарных позиций. Это означало «выбор трех продуктов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям потребителей по характеристикам и цене» — заявил Арун. Для тех покупателей, кто желает получить более широкий выбор, в магазинах Staples были установлены цифровые терминалы с доступом к огромному ассортименту товаров на сайте Staples.com.
Если говорить более конкретно, компания Staples применила стратегию ассиметричного мерчандайзинга, выкладывая вместе товары, которые не имеют очевидной связи. Аналогично тому, как рекламодатели используют изображения, чтобы рассказать историю, Staples группирует несвязанные товары, чтобы рассказать историю о том, как это сочетание товаров может удовлетворить потребности и цели покупателей. Например, компания Staples представила модели рабочей столовой и конферец-зала, поместив товары в контекст, что может стимулировать офисных менеджеров делать дополнительные, связанные покупки. Данная стратегия усовершенствовала традиционную выкладку рядами более простыми и привлекательными способами.
Начиная с октября 2013 года, когда заработал новый сайт, рост конверсий составил 100%. Площадь торговых залов сократилась с 2600 кв. метров до 1100 кв. метров при сохранении ассортимента. Использование ассиметричного подхода позволило Staples увеличить выручку и упростить свои интернет-магазины и физические торговые точки за счет сокращения количества товарных позиций.
Материал переведен и подготовлен на базе www.merchandisingmatters.com Свернуть