Онлайну время цвесть, офлайну - загибаться
Интернет-магазины будут вытеснять офлайновый ритейл. Такой вывод можно сделать из прогноза развития русского рынка онлайн-торговли в 2014-2015 годах, представленного InSales.
Офлайн-ритейл в будущем году будет стагнировать, предупреждается в этом исследовании. Министерство экономического развития России в конце августа в очередной раз понизило основные прогнозные макроэкономические показатели. В частности, рост розничной торговли должен составить жалкие 0,6%. Этот прогноз подтверждён и в "Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов" в конце сентября. На деле же, учитывая экономическую и политическую ситуацию, ситуация с розничной торговлей может быть гораздо хуже.
Поскольку население должно почувствовать ограничение в доходах, экспертами прогнозируется рост таких форматов офлайна, как дискаунтеры и недорогие интернет-магазины.
По прогнозу InSales, ежемесячный прирост темпов роста интернет-продаж до конца года будет стабильно держаться на уровне 18% (с начала года этот прирост составлял в среднем около 10%). В этот же период ожидается, с одной стороны, рост предновогодних продаж в условиях отложенного в течение года спроса, а с другой, увеличение цен на импорт из-за падения курса рубля.
Но в условиях серьёзной конкуренции новым игрокам будет сложно войти даже на бурно растущий рынок. Весь этот рост продаж, по сути, будет поделен между лидерами рынка и средними игроками, поскольку число активно работающих магазинов расти не будет. К крупным магазинам InSales относит те, кто обрабатывает более 1 тыс. заказов в сутки. Таковых насчитывается 40, и их доля в годовом обороте среди всех магазинов (включая 32 тыс. наиболее мелких с менее 10 заказов в сутки) достигает 28%.
Секрет успеха интернет-магазина в такой ситуации – максимально функциональный сайт в сочетании с широкими мобильными возможностями плюс быстрая и точная по времени доставка. С помощью мобильных устройств делается менее 6% заказов, но осуществляется 25% визитов. С помощью мобильника также должно быть удобно оплачивать покупки.
В итоге оптимизация деятельности должна идти по трём направлениям, рекомендует InSales. Это фокусирование на эффективности и усилении рекламы, оптимизация инфраструктуры (телефония, сайт, интеграция) и оптимизация кадров.