Онлайн-продажи вина в Европе выросли на треть
Интернет-продажи вина в Европе выросли за прошлый год на 32% – до 3,3 млн бутылок. Выручка онлайн-игроков от продаж этого алкогольного напитка составила 36 млн евро, или на 20% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит ресурс Vinoitalia.ru со ссылкой на статистику европейской компании Vente-privee, занимающейся онлайн-торговлей вина.
Еще быстрее растут заказы вина с мобильных устройств. Через телефоны и смартфоны в Европе покупается каждая третья бутылка. При этом средний чек "мобильных" покупателей выше на 12 п.п. и составляет 97 евро.
Развернутой статистики онлайн-продаж спиртного в России нет. В 2011 г. некоторые специалисты оценивали долю онлайн-продаж всего спиртного менее чем в 1% алкогольного рынка.
Тем не менее, законодатели стремятся ужесточить правила работы в данном сегменте. Осенью прошлого года по инициативе вице-премьера Аркадия Дворковича был разработан законопроект, позволяющий Росалкогольрегулированию (РАР) вносить в "чёрный список" сайты, дистанционно продающие спиртное, и даже просто распространяющие информацию о местах дистанционного приобретения алкоголя. А недавно депутат Госдумы от Челябинской области Сергей Вайнштейн направил запросы в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор и РАР с просьбой навести порядок с продажей алкоголя в Интернете в ночное время.
Как показывает практика, административные запреты продажи алкоголя в России оказываются не слишком действенными. К примеру, многие покупатели, регулярно заказывающие спиртное через Интернет, не подозревают, что дистанционная торговля алкогольными напитками запрещена еще с 2007 г.
А все потому, что формально та покупка, при которой потребитель имеет возможность ознакомиться с продукцией до совершения сделки, дистанционной не считается.
Прим.редакции: уточним также, что не каждая продажа через Интернет является дистанционной, а только та, где покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром до момента заключения сделки. Здесь могут быть разночтения, чем и пользуется, например, "Утконос", торгующий, помимо продовольствия, также и алкоголем.
Интернет-магазины уведомляют клиентов о том, что каталог продукции на сайте создан для ознакомительных целей, а сделка купли-продажи осуществляется на территории розничного магазина. Доставка при этом производится на основании доверенности. И хотя на бумаге такая торговля выглядит совершенно иначе, чем у большинства интернет-ритейлеров, для конечного покупателя приобретение алкоголя ничем не отличается, скажем, от покупки пары кроссовок в обувном интернет-магазине.
Большинство сайтов, торгующих алкогольными напитками, добросовестно предупреждают клиентов о том, что не продают спиртное лицам моложе 18 лет и в ночное время. В реальности заказать алкоголь на многих сайтах можно в любое время. Вайнштейну удалось насчитать около 150 сайтов, где можно отовариться с 23.00 до 8.00, но депутат предположил, что таковых сайтов намного больше.
Такое положение дел эксперты объясняют, с одной стороны, мощью алкогольного лобби, которое проталкивает законодательные ограничения с лазейками, позволяющими не сбавлять обороты через этот канал сбыта. С другой – тем, что неудовлетворенный спрос всегда найдет себе предложение.
Даже если законодателям удастся воплотить в жизнь идею о блокировке ресурсов, распространяющих информацию о местах или способе продажи алкоголя, это не парализует рынок. Онлайн-ритейлеры будут плодить сайты под новыми адресами, создавать закрытые клубы "для своих" или придумывать иные хитрости. Скорее всего, это не только не обелит рынок, но и уведет часть легальных игроков в тень.
В этой связи, возможно, авторам подобных инициатив стоило бы по примеру Европы бороться не с онлайн-продажами как таковыми, а с их незаконными аспектами. К примеру, сейчас магазины, доставляющие алкоголь, могут проверить возраст клиента лишь по факту доставки. К этому времени покупка уже формально совершена в стационарной точке. Для разрешения этого противоречия можно было бы ввести механизм, который позволял бы проверять возраст покупателя до заключения договора. Тот же Vente-privee доставляет вино только своим членам, а проверить возраст можно при оформлении членства.
Не исключено, этот вариант многие клиенты сочли бы приемлемым, если учесть, что львиную долю легальных продаж в Интернете составляют элитные напитки, приобретаемые в винных онлайн-бутиках. Едва ли ценители, покупающие дорогие бренды, существенно влияют на алкоголизацию нации.
Что же касается нелегальных продаж, то бороться с ними стоило бы теми же методами, что и с нелегальной стационарной розницей.