подписка
Подписаться
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
30/04/2021

Какие документы нужны при открытии интернет-магазина

Какие документы нужны при открытии интернет-магазина

Собственный интернет-магазин начинается вовсе не с сайта на Wix или подобной площадке для начинающих. Во избежание проблем с законом он должен начинаться с продумывания юридической стороны оформления магазина — тех договоров и соглашений, на основании которых вы будете строить взаимодействие с клиентами. 

 

 

Лицензионное соглашение (договор)

По сути, юридически ваш интернет-магазин начинается с лицензионного соглашения — это те границы вашей ответственности и прав, которые вы очерчиваете для ваших клиентов и партнеров. Этот тип соглашений регламентируется ст. 1235-1236 ГК РФ и некоторыми другими, включая нормы о договоре, оферте и акцепте, границах и защите интеллектуальных прав. Если говорить проще, то лицензионное соглашение — это политика вашего взаимодействия с клиентами посредством сайта: кто им может пользоваться, в каких объемах, в какой форме, что является предметом взаимодействия, когда вы имеете право отказать в обслуживании, когда несёте перед клиентами и партнерами ответственность, как разрешаете конфликты. 

С точки зрения закона лицензионные договоры бывают двух типов — возмездные и безвозмездные. При этом условие о возмездности (безвозмездности) считается существенным, поэтому следует сразу в тексте соглашения указать, на каких основаниях предоставляется доступ к сайту и его функциям.  В большинстве случаев крупные интернет-магазины и маркетплейсы имеют два варианта соглашения — для партнеров и поставщиков и для клиентов-покупателей (получателей услуг). Обычному небольшому интернет-магазину достаточно одного — с покупателями. Первая группа обычно относится к возмездным договорам, когда клиенты получают доступ к функциям сайта и отчисляют за это владельцу сайта какую-то плату (например, процент от сделок). Во втором случае клиенты-покупатели пользуются функционалом сайта бесплатно, но предупреждаются о запрете копировать сайт, его символику, иным образом нарушать права собственника сайта. 

Роскомнадзор разъясняет, что именно должно содержаться на сайте в качестве лицензионного соглашения и по каким критериям оцениваются этот и другие документы.

Резюме: лицензионный договор должен определять политику магазина в области отношений с партнерами и покупателями по поводу сайта, его функций, иных объектов интеллектуальных прав.

Оферта

Юридически оферта — приглашение к заключению договора, а сам договор может быть любого типа. В частности, лицензионное соглашение, размещенное на сайте, тоже является офертой, поскольку предлагает присоединиться, чтобы пользоваться функционалом сайта. Однако обычно под офертой интернет-магазина понимают предложение заключить договор купли-продажи (или договор на оказание услуг, выполнение работ). В принципе, для маленького интернет-магазина достаточно составить один общий документ, в котором будут регламентированы как порядок пользования сайтом, так и порядок оформления заказов, их исполнение, ответственность сторон. Однако самому покупателю проще, когда эти документы разделены, а ещё лучше, если оферта на покупку товара будет выражена в простой и доступной форме (например, в качестве справочника покупателя). 

При этом нужно понимать, что оферта — это не только прописанная часть соглашения, но и собственно страницы сайта, посвященные предлагаемым товарам и услугам. Именно поэтому суды при разрешении споров обязательно будут учитывать содержание сайта на момент заключения спорной сделки. При этом оценивается содержание сайта не только с позиций ГК РФ, но и с учетом Закона РФ "О защите прав потребителей". Оферта по договору купли-продажи таким образом обязательно должна содержать:

  • предмет договора (что именно реализуется на этом сайте);
  • существенные характеристики товара (работы, услуги): его цена, информация о продавце, производителе, месте их нахождения, способах использования, технических характеристиках;
  • порядок заключения (то есть акцепта) договора, место и сроки его исполнения (как выбрать, оплатить товар, как его доставить и где получить, за что несет ответственность продавец, а за что — покупатель);
  • порядок направления претензий к качеству товара (с 2021 года вы обязаны отвечать на претензии покупателей в письменной форме), порядок обмена товара и порядок иного урегулирования споров (при этом нельзя вводить условия, ограничивающие права потребителя согласно законодательству). 

Официальные разъяснения по вопросам оферты магазина многократно давал Верховный суд РФ, он же установил, что офертой является любое предложение купить товар (работу, услугу) на сайте, если оно содержит все необходимые для покупки сведения.

Резюме: из оферты должно быть понятно, что покупается, за какую цену и каким образом. 

Соглашение об обработке персональных данных

Существует закрепленная законодательством позиция о том, что персональные данные граждан подлежат защите. При этом при заключении сделок граждане неизбежно делятся своими персональными данными с продавцом, поскольку такова суть договорных отношений. Мы уже писали более подробно  о том, что такое персональные данные и каким образом происходит их обработка интернет-магазинами, сейчас же уточним, что должно быть включено в договор об обработке персональных данных:

  • указание на объем обрабатываемых данных (например, ФИО покупателя, адрес доставки и т.д.);
  • способ обработки этих данных (хранение на постоянной основе, например, при регистрации личного кабинета пользователя, или обработка только в рамках исполнения конкретного заказа);
  • цели обработки (объем обрабатываемых данных не должен выходить за рамки этих целей);
  • определение, какие персональные данные необходимы для заключения договора, а какие являются дополнительными и обрабатываются обезличенно, например, для определения потребительского спроса (нужно упомянуть, что такие данные потребитель может не предоставлять);
  • порядок взаимодействия покупателя с магазином в целях уточнения данных, порядка их обработки, отзыва разрешения на обработку (покупатель может сделать это в любой момент);
  • срок хранения персональных данных, политика их защиты, ответственность сторон. 

Роскомнадзор выпустил официальные рекомендации по формированию политики в области обработки персональных данных.

Резюме: вы имеете право запрашивать у покупателя только те персональные данные, которые необходимы для заключения и исполнения договора; остальное вы можете получать дополнительно, объяснив, зачем, но покупатель вправе отказать. 

Договор с оператором фискальных данных (ОФД)

Как вы уже знаете, договор с ОФД по новому законодательству обязателен для всех, кто использует онлайн-кассы (а это практически все предприниматели, за несколькими исключениями). ОФД выступает в качестве посредника, который передает данные о ваших сделках, проведенных через кассу, в ФНС. При регистрации кассы в налоговой вы сразу же укажете своего ОФД, поэтому договор с ним нужно заключить раньше, чем вы начнёте пользоваться кассой. 

Для того, чтобы заключить такой договор, нужно оформить квалифицированную электронную подпись, затем выбрать оператора из списка тех, что значатся в реестре ФНС. Обычно для заключения договора достаточно зарегистрироваться на сайте ОФД, завести там личный кабинет, выбрать тариф и оплатить его.  Договоры между предпринимателями и ОФД, как правило, типовые, их содержание установлено ст. 4.6  ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".  При этом нужно понимать, что такой договор является публичным, то есть заключается с любым обратившимся для его заключения. Существенными условиями для таких договоров выступают: 

  • размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором фискальных данных;
  • срок действия договора;
  • порядок расторжения договора.

От вас для заключения договора потребуются: 

  • полное наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • регистрационный номер каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники и заводской номер каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер каждого экземпляра модели фискального накопителя.

При этом оператор обязан уведомить ФНС о заключении или расторжении договора на обработку фискальных данных.

Резюме: при выборе ОФД следует пользоваться реестром ФНС, договор с ОФД типовой и публичный, от вас требуется только к нему присоединиться и предоставить достоверные сведения.

Договор аренды (помещения для магазина, офиса, склада)

Это один из самых распространенных (после розничной купли-продажи) гражданских договоров в РФ. Именно поэтому он к тому же один из самых разработанных в практике.

Существенными для договора аренды выступают условия о предмете договора (помещение должно быть определено максимально точно), в том числе о состоянии сдаваемого помещения (и при приеме помещения соответствие заявленному следует проверить очень тщательно), сроке договора (если его не указать, то договор будет считаться заключенным на неопределенный срок). Кроме того, указывается размер арендной платы (для договора аренды здания является существенным условием) и порядок её внесения, условия пользования, ответственность сторон. При этом договор аренды всегда заключается в письменной форме, а если его срок более 11 месяцев, то подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Переход помещения в пользование оформляется актом приемки-передачи. Многие предприниматели стремятся уклониться от госрегистрации (в целях, например, экономии, для юрлиц госпошлина сейчас составляет 22 тыс. руб.), заключая договоры на 11 месяцев, а потом их перезаключая. Однако следует понимать, что арендодатель не обязан их перезаключать и в любой момент может отказаться, оставив вас на улице, тогда как зарегистрированный договор произвольно расторгнуть без нарушений с вашей стороны проблематично.

Screenshot_19

Первая страница шаблона договора аренды

Типовой договор представлен можно скачать, например, здесь.

Резюме: для аренды нужно согласовать объект, порядок его использования, сроки и оплату. При заключении договора на длительный срок его необходимо зарегистрировать. 

Трудовой договор

С 2021 года официально закреплены три формы привлечения работников к труду:

  1. На рабочем месте работодателя очно.
  2. На рабочем месте работника через Интернет на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора).
  3. На рабочем месте работника через Интернет на временной основе (до полугода непрерывно либо по какому-то графику периодически).

Таким образом, вы имеете право ни разу за время исполнения трудового договора не встречаться с работником лично, и это не будет нарушением закона. 

При этом заключать трудовой договор и допсоглашения к нему можно дистанционно, путем обмена электронными документами (сотрудник может попросить выслать ему надлежащим образом оформленный экземпляр трудового договора на бумаге — "обычной" оффлайн-почтой (заказным письмом с уведомлением)). Аналогичным образом решается и вопрос расторжения трудового договора. Для заключения договоров и внесения в них изменений потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись работника. Все остальные взаимодействия можно осуществлять в любой форме, которая установлена у вас в магазине — через чаты, мессенджеры, электронную почту и т.д. 

Содержание трудового договора установлено ст. 57 ТК РФ и включает в себя полное наименование сторон, включая данные их удостоверяющих документов, место заключения договора и место работы, трудовая функция, условия, график труда, размер и дата выплаты заработной платы, условие о соцстраховании, иные необходимые условия, дата заключения договора и его срок (если это срочный трудовой договор). 

Screenshot_23

Первая страница шаблона трудового договора

Официально составленный в соответствии с требованиями законодательства образец трудового договора и иные документы трудового учета вы скачать на сайте Онлайнинспекции.

Резюме: трудовой договор можно заключать дистанционным способом, но обязательно в письменной форме, работник может привлекаться как на очную работу, так и на работу целиком и полностью дистанционно.

Прокомментировать
Читайте также
03/05/2021
Возврат товара, проданного через Яндекс.Маркет: с 10 мая решать будет не продавец
Накануне майских праздников маркетплейс "Яндекс.Маркета" разместил в своем Telegram-канале сообщение об изменении политики возвратов. Часть продавцов сэкономит, но большинство оно едва ли обрадует... Подробнее
30/04/2021
Когда штраф в $1,5 млрд - это не главная проблема. За кого на этот раз взялись китайские власти
Под санкции китайских антимонопольных органов попала еще одна крупная интернет-компания. После штрафа в $2,6 млрд с Alibaba это уже не удивляет. Кто готов платить такие суммы и что делают остальные, чтобы не попасть под удар?... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
19/04/2021
Маркировка и ЭДО: как подключить, как работать, что будет за нарушения - обсуждение 5
Перейти к исходному сообщению
Ой, да там переплаты по сути нет. Всё подорожание происходит только из-за решения самих продавцов. ЭДО и маркировка объективно ну очень нужны и полезны, просто всем нужно ответственно подойти к этому Еще...
Ой, да там переплаты по сути нет. Всё подорожание происходит только из-за решения самих продавцов. ЭДО и маркировка объективно ну очень нужны и полезны, просто всем нужно ответственно подойти к этому вопросу и нового не бояться. И продавцам будет больше доверия и покупателям будет легко найти качественные вещи и все счастливы Свернуть
Артем Гришин  Артем Гришин никто, ООО "Эффект Плюс"

Абсолютно согласна, что электронный документооборот в целом и маркировка в частности - вещи хорошие и полезные. Но, понятное дело, поначалу все новое встречает сопротивление и отторжение у некоторой части участников оборота. Свернуть
Ой, да там переплаты по сути нет. Всё подорожание происходит только из-за решения самих продавцов. ЭДО и маркировка объективно ну очень нужны и полезны, просто всем нужно ответственно под Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы