Оптимизация сайта под голосовой поиск: зачем и как реализовать?
Голосовой поиск (Voice search) и оптимизация сайтов под его особенности — один из основных трендов SEO в течение нескольких последних лет, и о его важности говорят все.
Давайте разберемся почему к технологии voice search приковано такое внимание? Насколько оно оправдано и как получить профит от оптимизации сайта под голосовые запросы?
Появление виртуальных ассистентов и voice search
Голосовые помощники — это сервисы от Google, Apple, Яндекс и других разработчиков для распознавания естественной речи и выполнения действий по голосовым командам.
Самые популярные голосовые помощники:
- Cortana от Microsoft
- Алиса от Яндекс
- Google Assistant
- Siri от Apple
- Alexa от Amazon
Первыми на рынке появились Siri (2011), Alexa (2014), Cortana (2014). Но полноценный тренд сформировался примерно с 2018 года и тогда же появились первые исследования о статистике голосового поиска.
Voice search в цифрах и фактах
Общие тенденции:
- голосовым поиском пользуются владельцы всех гаджетов, речь не только о смартфонах и планшетах;
- появился тренд на безэкранные просмотры, то есть на прослушивание контента;
- устройствами с функциями voice search пользуются дома и в дороге;
- около 25% пользователей ищут нужные товары для покупки через интернет (данные Bing и Microsoft).
Важная статистика:
- По данным Hosuite, на январь 2020 года голосовой поиск ежемесячно использует около 42% пользователей по всему миру. В разных странах цифра отличается и имеет тенденцию к росту. Быстрее всего число голосовых запросов растет Индии, Китае и Индонезии. Российский рынок пока отстает от тренда.
- По статистике Search Engine land, за 2019 год почти 48% поисков по общим запросам выполняется с помощью голосовых запросов.
- Уже на 2020 год около 30% всех визитов на сайты были безэкранными, по данным Gather.com.
- Алгоритмы Google распознают речь на более чем 100 языках.
- По прогнозам Voicebot.ai, к 2022 году только в одной Великобритании выручка бизнесов с голосовых запросов составит более 3,5 миллиардов фунтов, а в США аналогичный показатель составит внушительные 40 миллиардов долларов.
Какие сайты нужно оптимизировать под голосовой поиск?
Есть несколько категорий сайтов, для которых выгода от оптимизации под voice search будет максимальной. К ним относятся:
- Интернет-магазины. Благодаря голосовому поиску сайт получит высококонверсионный трафик.
- Сервисы доставки. Для этого сегмента оптимизация под голосовую семантику просто must have.
- Контентные проекты. Семантическое ядро для агрегаторов и статейных ресурсов обязательно дополнять запросами под голосовой поиск.
- Локальные бизнесы. В эту категорию попадают практически любые бизнесы, кроме крупных b2b-компаний. Оптимизировав сайт под голосовой поиск, можно привлечь людей, которые ищут поблизости, например, салон красоты, гостиницу, автосалон и пр.
Какие выгоды получает сайт и бизнес от оптимизации под голосовые запросы?
- Сайт получает дополнительный источник трафика и больше переходов. Объем этого канала трафика будет расти, так как количество устройств с голосовыми ассистентами растет.
- Улучшается юзабилити сайта для пользователей, которые просматривают его с мобильных устройств.
- Улучшаются поведенческие факторы благодаря трафику по низкочастотным запросам и специфическим для голосового поиска фразам.
- Повышается показатель конверсий благодаря оптимизации под коммерческие голосовые запросы.
Как оптимизировать сайт под голосовой поиск? Алгоритм действий
Теперь разберемся, что нужно сделать, чтобы сайт попал в топ выдачи по голосовым запросам.
1. Ускорьте загрузку сайта
Мы не случайно акцентировали на том, что голосовые запросы задают в дороге или в спешке. Это значит, что сайт должен загружаться быстро, чтобы пользователь не ждал ответа на свой вопрос. Именно такой логикой руководствуются Google, Bing, Yandex.
Как можно ускорить сайт?
- Настройте браузерное или серверное кэширование, отложенную загрузку изображений.
- Оптимизируйте изображения на сайте, при возможности конвертируйте в формат webp.
- Внедрите максимум рекомендаций Google PageSpeed по оптимизации скорости для мобильной версии.
- Удалите с сайта неиспользуемые плагины и темы.
- Настройте сжатие html и css на сайте.
- Минимизируйте сторонний код на страницах сайта.
2. Оптимизируйте сайт для попадания в блок ответов
Блоки ответов в выдаче также называют featured snippets или расширенные сниппеты. В них пользователь получает краткий, содержательный и полезный ответ на свой вопрос. В расширенном сниппете кроме текста есть заголовок и ссылка на страницу. Страницы с таким сниппетом попадают на нулевую позицию и занимают большую часть экрана, особенно, если речь о выдаче с мобильных устройств.
Есть несколько форматов контента, которые чаще попадают на нулевую позицию:
- списки;
- таблицы;
- параграфы с определениями;
- новости;
- товары;
- результаты прогноза погоды;
- карты;
- быстрые ответы.
Чтобы попасть в такой блок, проанализируйте конкурентов. Какой контент используют они, чтобы ранжироваться на нулевой позиции? Какая информация в статьях или на посадочных страницах? Какая микроразметка?
Ответы на эти вопросы покажут вам, как получить расширенный сниппет и попасть на нулевую позицию выдачи.
3. Создайте и оптимизируйте FAQ страницы
Страница с вопросами и ответами при правильной оптимизации может привлечь на сайт огромное количество трафика по голосовым и обычным запросам. Поисковики будут распознавать вопросы и поймут, что на вашем сайте есть ответ на него.
Есть несколько способов попасть в блок с ответами с помощью страниц FAQ и получать трафик по голосовым запроса:
- Уделите одному запросу целую страницу. Это повышает шанс, что она будет ранжироваться по выбранному запросу.
- Используйте списки, таблицы, короткие абзацы и подзаголовки. Это облегчает поисковым роботам сканирование текста.
- Отслеживайте апдейты и рекомендации поисковиков, чтобы улучшать и дополнять контент.
4. Сделайте сайт адаптивным для всех устройств
Большинство голосовых запросов задаются именно с мобильных устройств. Поэтому логично оптимизировать сайт под мобильные гаджеты для попадания в топ выдачи по голосовым запросам.
Для проверки оптимизации используйте Mobile Friendly Test. Проверять нужно:
- главную страницу;
- категории;
- страницы фильтров;
- карточки товаров;
- статьи.
Самый простой вариант оптимизации — использовать адаптивные темы для создания сайта. Но во многих случаях такое решение просто не подойдет. Потребуется адаптивная верстка.
5. Оптимизируйте страницы под специфические голосовые запросы
По данным Bing, голосовые запросы запросы длиннее текстовых. Это логично, ведь говорить проще и быстрее, чем набирать текст.
Обычно в голосовом запросе одно или несколько вопросительных слов "как", "где", "когда" и пр.
Для подбора таких низкочастотных запросов можно использовать:
- SE Ranking;
- Serpstat;
- Ahrefs.
Как дополнительный источник данных используйте брейнсторминг. Подумайте, как могут искать продвигаемый товар или услугу.
6. Используйте структурированные данные
Контент на странице можно структурировать с помощью разметки schema.org. Это облегчает сканирование страницы. Внедрить разметку можно с помощью:
- плагина Schema для WordPress;
- с помощью ручного редактирования HTML;
- мастера разметки структурированных данных.
Подробности в справке Google о структурированных данных.
7. Оптимизируйте сайт под локальные запросы
По данным BrightLocal, почти 60% голосовых запросов связаны с поиском услуг и товаров поблизости от пользователя.
На такой интент пользователя указывают слова "рядом со мной", "неподалеку", "поблизости" и пр. Помимо этого нужно указать контактные и адресные данные сайта, чтобы поисковые системы смогли сканировать их и связать с определенными локациями.
Также увеличить видимость сайта в результатах локальной выдачи можно с помощью Google My Business.
Итоги
Оптимизация сайта под голосовой поиск позволяет привлечь больше конверсионного трафика из поисковых систем.
Чтобы выйти в топ голосовой выдачи, нужно:
- ускорить загрузку сайта;
- сделать его адаптивным;
- оптимизировать контент для попадания в блоки вопросов и ответов;
- оптимизировать страницы под специфические голосовые и локальные запросы.