Как создать маркетплейс и не прогореть в первый год запуска: чек-лист для самоподготовки
Маркетплейсы — яркий тренд последних лет. Статистика показывает активный рост онлайн-продаж в России: за I квартал 2022 года по отношению к аналогичному периоду 2021 года рост составил 65%, превысив 1,2 триллиона рублей.
Маркетплейсы проигрывали интернет-магазинам только в нишевости, но и это преимущество отходит в сторону. Появляется все больше нишевых площадок, которые продают товары одной категории, например маркетплейсы строительных товаров, сельскохозяйственной продукции и даже яхт. Эксперты CS-Cart рассказывают, о чем важно помнить при создании своего маркетплейса.
Выживаемость маркетплейсов
На пути создания собственного маркетплейса бизнесу необходимо одновременно учитывать множество переменных:
- на каких технологиях создавать площадку;
- где искать вендоров;
- как выстраивать логистику;
- отлаживать системы оплаты;
- а также думать над маркетинговой стратегией выхода маркетплейса на рынок.
Далеко не всем удается выстроить работу эффективно и не "прогореть" в первый год работы.
Самые частые причины закрытия маркетплейсов в первый год работы
Marketing Signals из Великобритании поделились: 90% онлайн-магазинов закрываются в первые 120 дней своей работы.
Как избежать ошибок и не "прогореть": чек-лист для самоподготовки
Маркетплейс — это игра вдолгую. Перед запуском необходимо уделить время подготовке бизнес-составляющей проекта.
Первое, что нужно понять — какой подход вы будете использовать для создания маркетплейса. Это поможет оценить свои силы, определить, какая команда и бюджет будут необходимы для старта, а также спланировать распределение задач по подрядчикам.
Самые популярные подходы:
- Написание кода с нуля. Это наиболее длительное, трудозатратное и дорогое решение. В одиночку не справиться и для создания проекта необходима хотя бы минимальная IT-команда.
- Создание маркетплейса с использованием ПО с открытым исходным кодом. Этот подход можно улучшать за счет интеграции дополнительных сервисов, дизайн-решений.
- Конструктор на no-code инструментах. Это могут быть как классические low-code, zero-code инструменты, так и CMS с расширенным функционалом.
Концепция MVP (минимально жизнеспособный продукт) помогает понять, принесет ли ваша идея деньги и кто готов в нее инвестировать. Чтобы это проверить, необходимо создать "пробную версию". Это продукт с минимальным набором функций, с помощью которого можно реализовать и запустить бизнес-идею на рынок и посмотреть, жизнеспособна она или нет. Принципиальные факторы здесь — скорость и стоимость получения ответа. С помощью no-code решений можно создать продукт-конструктор, где можно составлять и распределять в нужном порядке готовые блоки из заранее предложенных.
Для проверки гипотезы отлично подойдут и low-code решения: они дают возможность быстро запуститься без программирования. А вот доработка и тонкие настройки уже потребуют кодинга.
Лучшая выживаемость маркетплейсов c no-code подходом обусловлена значительной экономией денег и времени: нет потребности собирать команду программистов и тратить время на разработку. Среднее время, необходимое для запуска проекта с нуля — минимум 1 год. В случае с no-code подходом стартовать можно за месяц.
При выборе платформы для создания маркетплейса важно учесть поддержку российских сервисов, логистики и способов оплаты, а также соответствие будущего маркетплейса российскому законодательству: 152-ФЗ и 54-ФЗ.
После того, как вы определили бюджеты и выбрали желаемую стратегию запуска, пришло время проработать бизнес-составляющую.
Чек-лист перед разработкой
1. Оформление бизнес модели. Что вы запускаете — интернет-магазин или маркетплейс, в каком сегменте — B2B, B2C, C2C B2B&C?
2. Определение бизнес-целей:
- Запуск нового бизнеса.
- Расширение действующего бизнеса.
- Переезд с другой платформы, CMS .
3. Ниша и все товарные категории, которые вы планируете охватить.
4. Определение географии присутствия бизнеса и моделей ценообразования для разных регионов.
5. Обработка заказов: ресурсы и минимальный состав команды.
6. Подготовка системы логистики: от фулфилмент-центров, сортировочных хабов и до самой доставки.
7. Понимание количества мерчантов (вендоров) на маркетплейсе на старте проекта, а также продуманная система их привлечения. Привлекать вендоров необходимо еще до запуска, это значительно ускорит старт проекта.
8. Финансовая модель работы с мерчантами — системы взаиморасчетов и сборов:
- Все платежи через администратора.
- Все платежи через вендоров.
- Автоматическое сплитование платежей. В этом случае одна транзакция сразу разделяется между администратором и вендором в необходимых пропорциях.
9. Маркетинговая стратегия и каналы привлечения трафика.
Даже для MVP маркетплейса предпринимателю нужно понимать, как он соберет необходимый трафик и чем заинтересует свою аудиторию.
После запуска необходимо внимательно следить за ходом развития платформы и вести статистику. Вам пригодятся следующие метрики:
- Количество продавцов.
- Соотношение покупателей и продавцов.
- Стоимость привлечения пользователей (вендоров/покупателей).
- Отток пользователей (вендоров/покупателей).
- Общее число заказов.
- Чистая прибыль.
- Оборот товаров.
- Ежемесячный темп роста.
Однако еще перед запуском следует помнить, что тщательное планирование и при этом быстрая скорость принятия решений — фундаментальные правила современного бизнеса.