подписка
Подписаться
21/09/2022

Как создать маркетплейс и не прогореть в первый год запуска: чек-лист для самоподготовки

Маркетплейсы — яркий тренд последних лет. Статистика показывает активный рост онлайн-продаж в России: за I квартал 2022 года по отношению к аналогичному периоду 2021 года рост составил 65%, превысив 1,2 триллиона рублей

Маркетплейсы проигрывали интернет-магазинам только в нишевости, но и это преимущество отходит в сторону. Появляется все больше нишевых площадок, которые продают товары одной категории, например маркетплейсы строительных товаров, сельскохозяйственной продукции и даже яхт. Эксперты CS-Cart рассказывают, о чем важно помнить при создании своего маркетплейса. 

Выживаемость маркетплейсов

На пути создания собственного маркетплейса бизнесу необходимо одновременно учитывать множество переменных: 

  • на каких технологиях создавать площадку;
  • где искать вендоров;
  • как выстраивать логистику; 
  • отлаживать системы оплаты; 
  • а также думать над маркетинговой стратегией выхода маркетплейса на рынок.

Далеко не всем удается выстроить работу эффективно и не "прогореть" в первый год работы. 

Как создать маркетплейс

Самые частые причины закрытия маркетплейсов в первый год работы

Marketing Signals из Великобритании поделились: 90% онлайн-магазинов закрываются в первые 120 дней своей работы. 

Как избежать ошибок и не "прогореть": чек-лист для самоподготовки

Маркетплейс — это игра вдолгую. Перед запуском необходимо уделить время подготовке бизнес-составляющей проекта. 

Первое, что нужно понять — какой подход вы будете использовать для создания маркетплейса. Это поможет оценить свои силы, определить, какая команда и бюджет будут необходимы для старта, а также спланировать распределение задач по подрядчикам.  

Самые популярные подходы:

  • Написание кода с нуля. Это наиболее длительное, трудозатратное и дорогое решение. В одиночку не справиться и для создания проекта необходима хотя бы минимальная IT-команда.
  • Создание маркетплейса с использованием ПО с открытым исходным кодом. Этот подход можно улучшать за счет интеграции дополнительных сервисов, дизайн-решений.
  • Конструктор на no-code инструментах. Это могут быть как классические low-code, zero-code инструменты, так и CMS с расширенным функционалом.

Концепция MVP (минимально жизнеспособный продукт) помогает понять, принесет ли ваша идея деньги и кто готов в нее инвестировать. Чтобы это проверить, необходимо создать "пробную версию". Это продукт с минимальным набором функций, с помощью которого можно реализовать и запустить бизнес-идею на рынок и посмотреть, жизнеспособна она или нет. Принципиальные факторы здесь — скорость и стоимость получения ответа. С помощью no-code решений можно создать продукт-конструктор, где можно составлять и распределять в нужном порядке готовые блоки из заранее предложенных. 

Для проверки гипотезы отлично подойдут и low-code решения: они дают возможность быстро запуститься без программирования. А вот доработка и тонкие настройки уже потребуют кодинга.

Лучшая выживаемость маркетплейсов c no-code подходом обусловлена значительной экономией денег и времени: нет потребности собирать команду программистов и тратить время на разработку. Среднее время, необходимое для запуска проекта с нуля — минимум 1 год. В случае с no-code подходом стартовать можно за месяц.

При выборе платформы для создания маркетплейса важно учесть поддержку российских сервисов, логистики и способов оплаты, а также соответствие будущего маркетплейса российскому законодательству: 152-ФЗ и 54-ФЗ.

После того, как вы определили бюджеты и выбрали желаемую стратегию запуска, пришло время проработать бизнес-составляющую. 

Чек-лист перед разработкой

1. Оформление бизнес модели. Что вы запускаете — интернет-магазин или маркетплейс, в каком сегменте — B2B, B2C, C2C B2B&C?

2. Определение бизнес-целей:

  • Запуск нового бизнеса.
  • Расширение действующего бизнеса.
  • Переезд с другой платформы, CMS .

3. Ниша и все товарные категории, которые вы планируете охватить.

4. Определение географии присутствия бизнеса и моделей ценообразования для разных регионов.

5. Обработка заказов: ресурсы и минимальный состав команды.

6. Подготовка системы логистики: от фулфилмент-центров, сортировочных хабов и до самой доставки.

7. Понимание количества мерчантов (вендоров) на маркетплейсе на старте проекта, а также продуманная система их привлечения. Привлекать вендоров необходимо еще до запуска, это значительно ускорит старт проекта.

8. Финансовая модель работы с мерчантами — системы взаиморасчетов и сборов:

  • Все платежи через администратора.
  • Все платежи через вендоров.
  • Автоматическое сплитование платежей. В этом случае одна транзакция сразу разделяется между администратором и вендором в необходимых пропорциях.

9. Маркетинговая стратегия и каналы привлечения трафика. 

Даже для MVP маркетплейса предпринимателю нужно понимать, как он соберет необходимый трафик и чем заинтересует свою аудиторию. 

После запуска необходимо внимательно следить за ходом развития платформы и вести статистику. Вам пригодятся следующие метрики:

  1. Количество продавцов.
  2. Соотношение покупателей и продавцов.
  3. Стоимость привлечения пользователей (вендоров/покупателей).
  4. Отток пользователей (вендоров/покупателей).
  5. Общее число заказов.
  6. Чистая прибыль.
  7. Оборот товаров.
  8. Ежемесячный темп роста.

Однако еще перед запуском следует помнить, что тщательное планирование и при этом быстрая скорость принятия решений — фундаментальные правила современного бизнеса.

Прокомментировать
Читайте также
Евгений Данилов
Руководитель, BEST-magazin.com
03/11/2022
Форум Открытие бизнеса Сайт и приложение
22/09/2022
Бывший руководитель всей розницы МТС Арвидас Алутис будет делать товарные маркетплейсы для банков
Недавний топ-менеджер мобильного оператора возглавил компанию, которая не только сама активно работает в сфере электронной коммерции как продавец, но и продвигает собственные решения для быстрого запуска маркетплейсов. Рассказываем подробности... Подробнее
21/09/2022
Куда исчез раздел "Товары" из мобильного приложения "Почты России"? И чего ждать тем, кто там что-то заказал?
Федеральный почтовый оператор готовит перезапуск витрины своего маркетплейса. Что изменится в "Почта Маркете" и в как быстро?... Подробнее
02/09/2022
Avito запустил новую функцию "дожима" потенциальных покупателей
Теперь продавец может предложить скидку всем, кто добавил его объявление в избранное. При этом он сам может регулировать размер скидки и некоторые другие опции... Подробнее
Иван Волков
Директор, RuHome24
16/07/2022
Форум Открытие бизнеса Сайт и приложение